В Институте Европы состоялась презентация сборника "Религиозно-общественная жизнь российских регионов"

В Институте Европы состоялась презентация сборника "Религиозно-общественная жизнь российских регионов". В мероприятии приняли участие Ксения Деннен, Сергей Филатов, Анатолий Красиков, Роман Лункин и другие.

11 марта в Большом зале Института Европы РАН (ИЕ РАН) состоялась презентация второго тома информационно-аналитического издания «Религиозно-общественная жизнь российских регионов» (Под редакцией С.Б. Филатова. М.-СПб.: Летний сад, 2016).

Издание продолжает проект «Энциклопедия современной религиозной жизни» (глава — социолог религии Сергей Филатов), который реализуется с 1998 года командой российских и английских ученых. Итоги полевых исследований в рамках этого проекта широко известны в России, Евросоюзе и в США. Уже изданы книги «Религия и общество. Очерки современной религиозной жизни России» (М.-СПб., 2002), «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания» (Т. I-IV, 2003-2006), «Атлас современной религиозной жизни России» (Т. I-III, 2005-2009), «Религия и российское многообразие» (М.-СПб., 2012).

Однако к началу 2014 года эти труды во многом устарели, кроме того, конкретная справочная информация — численность, адреса, руководство, средства информации и т.д. религиозных организаций — перестала быть недоступной: теперь все это с легкостью можно найти в Интернете. Многое изменилось и в самом характере религиозных процессов. Для того чтобы сделать издание вновь актуальным, требовалось не просто обновить информацию, а изменить сами задачи исследования: на сей раз главной целью стало выявить и понять основные тенденции развития религиозной и религиозно-общественной жизни России. Участники проекта сосредоточились, скорее, на аналитических, чем на практических задачах, при этом исследование осталось полевым и, перестав быть справочным, сохранило свою информационную составляющую.

Первый том серии «Религиозно-общественная жизнь в российских регионах», подытоживающий новые социологические исследования, вышел в 2014 году. Он охватывал регионы от буквы А до И. Второй том начинается с не вошедшей в первый том Иркутской области и продолжается регионами на букву К.

В презентации принимали участие Ксения Деннен, президент Кестонского института (Оксфорд, Англия), Сергей Филатов, руководитель проекта «Энциклопедия религиозной жизни России» и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Анатолий Красиков, профессор, доктор исторических наук, глава Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, а также Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН и сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества института.

Анатолий Красиков в своем выступлении сослался на брошюру о религиозной ситуации в Иркутской области 1914 года, отметив, сколь различны подходы участников двух исследований: в работе начала ХХ века баптисты, адвентисты и прочие неправославные группы иначе, как сектантами, не назывались, отношение к ним было самое негативное, авторы ставили перед собой задачу заклеймить иноверцев, а отнюдь не нарисовать объективную картину существования деноминации. Тогда как проект «Энциклопедия современной религиозной жизни» старается охватить объективным анализом все значимые религиозные организации региона, которые заметны благодаря своей численности или социальной деятельности (не замалчивая и связанные с ними скандалы), передать разнообразие российской религиозной жизни. К сожалению, сказал Красиков, «разносный дух» возвращается порой и сегодня, нередко из церковной среды раздаются нетерпимые голоса в адрес тех же баптистов или адвентистов, но опыт показывает, что сектанты есть и в самой Русской православной церкви. Даже взвешенная и осторожная позиция патриарха Кирилла на встрече с папой Римским вызвала бурную отрицательную реакцию в шовинистических кругах, дело дошло до требований изгнать патриарха. Профессор Красиков предчувствует, что Русской церкви придется столкнуться с серьезными проблемами — слишком большую свободу получили в ней реакционные круги.

Президент Кестонского института Ксения Деннен, одна из инициаторов энциклопедического проекта, рассказала историю возникновения института, который начинался как общественная организация, центр по сбору и распространению данных о религиозной ситуации в СССР и странах социалистического лагеря. Позднее центр стал называться Кестон-колледж. Основатель колледжа каноник Майкл Бурдо в 1959 году приехал на практику в Московский университет и стал свидетелем начатых Никитой Хрущевым новых гонений на церковь. Просьбы верующих рассказать на Западе, что реально происходит в Советском Союзе с Церковью, подтолкнули его к созданию института, который к началу перестройки насчитывал до 30 сотрудников. Мониторя ситуацию во всех странах соцлагеря на протяжении более чем 20 лет, институт собрал огромный архив, который теперь хранится в Бейлорском университете штата Техас (США). Сейчас институт представлен в Великобритании крошечной организацией, отметила Ксения Деннен, но продолжает свои исследования, в частности предоставляет стипендии тем, кто хочет поработать в Бейлорском архиве. Для нее же самой поездки в Россию и участие в полевых исследованиях уже в постсоветскую эпоху стали «самым большим жизненным впечатлением».

Профессор Высшей школы экономики Татьяна Коваль отметила взвешенный, подлинно научный подход к исследуемому объекту участников проекта. «Это летопись, которая будет читаться и через 100 лет, — сказала она, — поскольку книги серии уже сейчас стали первоисточником».

Протоиерей Алексей Поляков из Обнинска, один из героев исследований, подчеркнул, что материал сборников представляет огромный интерес в том числе и для священников, поскольку они часто настолько погружены в дела собственного прихода, что не очень замечают, что происходит вокруг. Издания Кестонского института помогают увидеть все многообразие жизни в ее постоянной переменчивости.

Профессор Казанского федерального университета Анатолий Лещинский считает, что труды команды энциклопедического проекта войдут в сокровищницу религиоведения, поскольку закладывают базу для дальнейших исследований первой четверти XXI века. По его мнению, очень важно продолжать работу, поскольку протяженность исследований дает богатый материал для сравнения. В СССР издания Кестон-колледжа считались антисоветскими, напомнил он, а начиная с 1990 года даже в Академии общественных наук при ЦК КПСС стали отмечать их объективную ценность.

Со своим отзывом об издании выступила также одна из руководителей издательства «Летний сад», которое выпускает серию, Ольга Фадина. На ее взгляд, серия обладает не только научными, но и литературными достоинствами: материал часто подается как столкновение характеров, и это придает повествованию напряженность захватывающего детектива.

Член попечительского совета Кестонского института, соавтор и ведущая русских религиозных передач на Би-би-си и радио «Свобода» в течение 14 лет Елена Кожевникова, которая сама долгие годы принимала участие в сборе информации, не готова согласиться с обвинениями в антисоветскости. Она считает, что они с коллегами просто честно собирали людские истории и старались довести эти сведения до общества, чтобы напомнить ему о том, что есть страждущие. «Однако мы никогда не теряли из виду, что Церковь с большой буквы — вечна и непорочна, а церковь с маленькой буквы — это на самом деле все мы грешные», — сказала она.

Руководитель проекта Сергей Филатов признался, что исследования, которые продолжаются уже 17 лет, заставляют его оптимистичнее смотреть на жизнь. Мы уже привыкли к критическим отзывам со всех сторон и сами видим немало негативного, сказал он, но поездки по всей стране в течение многих лет работы по проекту показывают, что идет медленный процесс выздоровления общества. Все реже приходится сталкиваться с дикостью и реакционным настроем. Если, например, брать социальную работу, то в конце 90-х она зачастую воспринималась в Церкви чуть ли не как вероотступничество, а сейчас остались считанные епархии, где она не ведется. Поэтому исследователь считает алармистские настроения преувеличенными.

Ближайший сподвижник Сергея Филатова и также многолетний участник проекта Роман Лункин остановился в своем выступлении на тенденциях в развитии протестантской общины — главной темы его исследований. Основной его тезис — в постсоветское время христианская культура России изменилась: протестантские церкви стали значительным явлением. Для существенной части общества именно они и стали Церковью. В регионах это особенно явно видно. На воскресные богослужения часто приходит больше протестантов, чем православных. Протестанты гордятся тем, что их спортсмены завоевывают награды, певцы участвуют и побеждают в конкурсах. Протестанты весьма успешны в социальной деятельности, они и православных часто подталкивают к активности. Протестанты многое восприняли из русского религиозного менталитета — как плохое, так и хорошее: не то отношение к богословию, к труду. Поэтому им приходится время от времени «возвращать» себя к протестантским корням, чтобы исправить крен. Тем не менее, считает Лункин, протестантство в России завоевало прочные позиции, хотя это еще не осознанно до конца ни в религиозном, ни в политическом плане.

По сложившейся традиции в конце презентации дочь Сергея Филатова — Марфа — пригласила всех гостей на скромный фуршет.