Б. Фаликов: «Когда вера становится одним из атрибутов национальной принадлежности, она широко открывает двери национализму, а то и откровенной ксенофобии»

24 декабря 2012 года в Газете.ру была опубликована статья Бориса Фаликова, посвященная анализу данных социологических опросов, констатирующих увеличение числа мусульман и сокращение числа православных в России.

Религиовед отмечает, что священноначалие поддерживает ситуацию, при которой «для большинства российского населения православие — это способ национальной идентификации». Однако эта ситуация опасна тем, что вера становится одним из атрибутов национализма. Сегодня человек, называющий себя православным, чаще всего не выполняет религиозных предписаний, «зато о своем национальном превосходстве помнит отлично. И при случае с удовольствием напомнит окружающим».

То же можно сказать и об «этнических мусульманах».

В результате «мы имеем две религии, лидеры которых любят рассуждать о своей колоссальной миротворческой роли, а на деле педалируют у паствы сознание национального и этнического превосходства».

Когда представители этих религий живут бок о бок, как в Москве, между ними регулярно возникают конфликты, которые автор статьи сравнивает с «коммуналками советского образца»: «Если нет фанатичного религиозного противостояния, бытовой конфликт всегда можно разрешить с помощью рациональных аргументов. Но когда на место религиозных разногласий приходят национальные, тут рациональные аргументы тоже бессильны. В любом случае вряд ли их смогут найти пастыри, которые сделали ставку на национальную и этническую исключительность своей паствы».

Государство, несмотря на наличие принципа светскости в Конституции, не выступает в роли арбитра, а делает ставку на православие, делая Церковь ответственной «за идеологию», а ислам – «послушным замом по региональным вопросам».

«ЦРУ ошиблось, нам не грозит исламизация. Впрочем, «православизация» тоже нас не ждет. Впереди, судя по всему, безудержный рост разногласий на национально-этнической почве. Советская коммуналка, разросшаяся до размеров страны», - заключает Б. Фаликов.