Ученые и православные блоггеры о причинах антиклерикализма россиян

17 июня 2011 года стала доступна электронная версия статьи Татьяны Чумаковой «Антиклерикализм в Живом Журнале». Статья была опубликована в сборнике «Антиклерикализм как культурно-исторический феномен», изданным СПбГУ.

Анализируя традиционные причины антиклерикальных настроений в обществе, автор выделяет две основных:

- материальное благосостояние священнослужителей («наличие у священника дорогого автомобиля - это первое, что отмечают многие люди, когда обсуждают священнослужителей»)

- и претензии священников на роль духовных лидеров («священнослужители, далеко не всегда должным образом исполняя свои обязанности и порой не являясь образцом для подражания, тем не менее, позиционируют себя как духовных пастырей, наставляющих верующих, и чрезвычайно активно вмешиваются в их жизнь, вплоть до ее мелочной регламентации»).

Ссылаясь на дискуссии в блогах и интернет-сообществах, Татьяна Чумакова приводит мнения членов Русской Церкви о причинах усиления антиклерикальных настроений в современном российском обществе. Среди них указывают влияния извне («неоязычников, раскольников-староверов, протестантов»), отсутствие религиозного образования, «превращение Церкви в бюро по оказанию ритуальных услуг», «несоответствие между тем, что проповедуют священники от имени Церкви, и их делами», «неосуществление надежд, что Церковь улучшит жизнь общества», а также «уход верующих от традиционного благочестия к индивидуальной, личной вере» (нередко - через обращение к текстам Священного Писания).

Автор отмечает, что «при анализе ЖЖ было установлено, что существуют 34 сообщества, которые указали “антиклерикализм” в качестве одной из сторон своей деятельности». При этом среди тех, кто открыто заявляет о своей антиклерикальной позиции, есть не только атеисты, анархисты и коммунисты, но и верующие люди, церковные люди и священнослужители.

Ссылки на данную статью [5]