Вопросы религиозного образования и социального служения мирян обсудили в рамках "Рождественский чтений"

26 января 2011 года завершился ежегодный форум «Рождественские образовательные чтения». Трехдневный форум проходил в Москве и был посвящен теме «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». В рамках мероприятия было организовано несколько круглых столов, посвященных вопросам религиозного образования, молодежного служения, социальной работы и служения мирян, церковной журналистики.  

Высказывая свою позицию относительно новой редакции закона «Об образовании», патриарх Кирилл подчеркнул, что «считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей…в течение всего времени обучения ребенка в школе».  По его мнению, «воспитание, помогающее человеку обрести свою религиозную идентичность» поможет также «научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции», тем самым предотвращая межэтнические и межрелигиозные конфликты.

По мнению патриарха, было бы правильно придать ряду церковных структур, связанных с социальной деятельностью и образованием, статус государственных учреждений (в частности, выдавать лицензии воскресным школам наравне с центрами дополнительного образования детей, как это уже делается в ряде епархий).

«Православные образовательные учреждения зачастую берут на себя функции социального обеспечения и профилактики правонарушений, то есть содействуют решению задач, более свойственных в настоящее время государственным органам. В этих условиях было бы справедливым, чтобы и государство позаботилось о социально значимых православных образовательных учреждениях», — считает патриарх.

Синодальным отделом по делам молодежи было предложено «учредить православную молодежную ассоциацию, куда на добровольной основе могли бы войти разрозненные в настоящее время православные молодежные объединения». 

Председатель отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Меркурий (Иванов) считает, что уровень церковного образования должен не только не уступать, но и превосходить уровень светского.  

«Синодальный Отдел исходит из того, что православная школа должна давать максимально качественное образование и соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым лучшим в нашей стране школам. Должна возникнуть ситуация, при которой понятия «православная школа» и «лучшая школа» стали бы синонимичными» - подчеркнул он в своем выступлении.

В докладе ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева) прозвучало утверждение, что «любой значимый церковный проект сегодня является интеграционным и его реализация возможна усилиями не только Церкви, но и общества и государства».

По его мнению, это происходит потому, что «изменились люди, изменилась сама структура общественной жизни, да так, что порой невозможно провести границу между Церковью и обществом».

Комментарий:

Солодовник С. Рождественская симфония // Ежедневный журнал. 2011. 27 января.