Светлана Солодовник: "...теперь накопленная энергия и инерция явно работают на сторонников ОПК"

Журналист Светлана Солодовник на страницах "Ежедневного журнала" рассуждает о некоторых особенностях борьбы сторонников и противников введения курса ОПК в программу общеобразовательных школ. По ее словам, "это был (и есть) вечный спор между славянофилами и западниками. Но поскольку одна часть общества что-то делала, а другая только говорила решительное "нет", теперь накопленная энергия и инерция явно работают на сторонников ОПК. На них же работает и политическая конъюнктура: идея православия как идеологии, цементирующей государство и нацию, ранее вдохновлявшая лидеров довольно узкого политического спектра, находит все большее распространение на всех уровнях власти и соответственно во всех сферах подотчетной этой самой власти жизни".

Между тем указанная тенденция не является следствием каких-либо серьезных качественных сдвигов: яростная полемика никак не утихает, и стороны по-прежнему не слышат друг друга. Одна из причин этой взаимной глухоты, как проницательно отмечает автор, заключается "в том, что споры о необходимости и законности предмета идут в основном в столицах, а преподают предмет по большей части в провинции".

Кроме того, неясно, как строить курс ОПК, чтобы он действительно был "культурологическим" предметом: "Понятно, как писать привычную историю религий — тут подходит наработанная религиоведческая методика, если ее освободить от обязательной в советские годы установки, что религия — изживающий себя предрассудок прошлого. Есть для этого дела и специалисты. А кто будет писать курс ОПК? Где у нас носители православной культуры, способные представить ее как абстрактную учебную дисциплину? Боюсь, что таковыми не являются даже большинство священников. Недаром же никто из них до сих пор не взялся за создание вожделенного пособия. Пишут все больше светские авторы, многие из которых познакомились с православной культурой месяца за два до того, как взялись за перо".

По мнению С. Солодовник, чтобы "создать пристойный учебник по основам", нужно "ясно осознавать, что ты от него ждешь". "К сожалению, - продолжает она, - этого не осознает в первую очередь священноначалие, которое продолжает настаивать на том, что нельзя подменять ОПК историей религии, потому что история не учит нравственности, а "культурологический" предмет ОПК якобы учит. Если культурологическое знание — научное (а только такое знание и может нести светская школа), то чем оно в смысле воспитания нравственности эффективнее научного же знания исторического? Загадка".

Большинство преподавателей ОПК не разбираются во всех этих тонкостях, "процент вдохновенных энтузиастов, действительно грамотных и старающихся придать предмету нравственное измерение, примерно равен проценту экстремистов всех мастей, прячущих за "православием" свои человеконенавистнические убеждения, — и он невелик.
Основная масса — бесхитростные и добродушные училки, привыкшие чувствовать под ногами твердую почву единой и кодифицированной морали".

Представители Церкви заявляют об огромном количестве желающих изучать основы православия, а "в пикет перед Общественной палатой, которая должна рассматривать региональную инициативу с обязательным ОПК в школах, даже пламенный борец "за права православных" Кирилл Фролов вывел всего 20 человек". Что именно думают россияне о преподавании ОПК, не известно, а "маститые социологические службы" исследованием этой проблемы не занимаются, они "молчат отчего-то, в очередной раз подтверждая слабость нашего гражданского общества".

"Значит, как власть решит, так оно и будет, - пишет С. Солодовник. - Центральная власть, судя по всему, не готова делать резкие движения. <...> Однако ОПК оседлали силы, стремящиеся сделать на них политический капитал — и они давят, давят и давят. Не без успеха".

А Церковь не спешит тратить свои средства и ждет, пока государство "созреет": "Непонятно... почему патриархия, так сильно озабоченная православным образованием, упорно не хочет тратить на него свои деньги. Средства находятся на все: на строительство супермаркетов в шаговой доступности от храмов, на развитие сети недорогих гостиниц, на восстановление развалившихся колхозов... Зато обучение на курсах повышения квалификации по специализации "Основы православной культуры" Московская духовная академия ведет на "благотворительные пожертвования" слушателей. Даже на семинарское образование, самый что ни на есть непосредственный источник православной культуры, централизованный церковный бюджет денег не выделяет, епархии отдуваются как могут. Ну вот теперь, глядишь, государство и на них подбросит.
А гражданам остается ждать решения Общественной палаты насчет обязательных уроков ОПК - оно покажет, каковы ближайшие перспективы идеологического православия. Если ситуация действительно переломилась, то у всех нас скоро будет возможность на собственной шкуре испытать меру терпимости и нравственной состоятельности поборников "традиционных основ"".