Журналисты, специализирующиеся на религиозной тематике, напомнили коллегам об ответственности, но призвали не отказываться от освещения внутрицерковной жизни

20 сентября группа российских журналистов, специализирующихся на религиозной тематике, выступила с обращением к коллегам по цеху. Поводом послужил судебный иск журналиста "Московского комсомольца" Сергея Бычкова к заместителю главы ОВЦС МП протоиерею Всеволоду Чаплину. Авторы обращения подчеркивают, что "исход настоящего конфликта может серьезно повлиять на формирование норм российской журналистики о религии и религиозно-общественной жизни, спровоцировать очередную попытку регламентировать, что и как можно или нельзя писать или говорить о Церкви.
Хотя обе стороны в этом споре выступают формально как частные лица, их столкновение может быть понято политическим классом как принципиальный конфликт Церкви и СМИ, поскольку один из них является известным публичным представителем Русской Православной Церкви, а другой выступает как журналист с тридцатилетним опытом работы в советской и российской прессе. В случае примитивного толкования этого конфликта - кто бы в нем ни победил - окажется, что либо Церковь "зажимает критику", либо о Церкви позволительно писать так, как это делает "Московский комсомолец".
На самом деле ни то, ни другое неверно".

Отмечая, что "те методы, которыми на протяжении многих лет пользуется Сергей Бычков - как его чрезвычайно вольное обращение с фактами, так и откровенно хамский тон значительной части его публикаций, - нельзя признать находящимися в рамках цивилизованных норм журналистики на религиозную тему", авторы документа настаивают: журналисты имеют полное право и должны комментировать события внутрицерковной жизни.

"Если Церковь заявила о своем желании играть значительную - и все возрастающую - роль в жизни российского общества, то она не может быть закрытой для СМИ, - говорится в обращении. - А в условиях, когда религиозный фактор играет все большую роль не только в общественной жизни, но и в мировой политике в целом, профессиональные требования к журналистике о религии многократно возрастают.
Медийные антирелигиозные провокации, будь то показ на НТВ фильма Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" в 1997 году, выставка "Осторожно, религия!" в 2003 году, "карикатурный скандал" или глумливые газетные статьи, в современных политических условиях раскалывают хрупкое общественное согласие и подстрекают граждан к "прямому политическому действию", а попросту говоря - к беспорядкам.
Религиозное и, в частности, православное возрождение в России - это, безусловно, реальность последних десятилетий. Но с этим громадным количественным ростом в Церковь, а значит, и в российское общество, пришло и много серьезных сложностей, несовершенств и пороков. Не писать об этом, не комментировать эти процессы пресса не может и не должна. Но от того, насколько ответственно мы и наши коллеги будем это делать, в степени большей, чем это может на первый взгляд показаться, зависит будущее нашей страны".

Обращение подписали: ведущий программы "Золотой витязь" на ТК "СПАС", известный актер Николай Бурляев, публицист, д.и.н. и завкафедрой религиоведения РАГС Ольга Васильева, главный редактор журнала "Russia Profile" и лауреат европейской премии Джона Темплтона по религиозной журналистике Андрей Золотов, заместитель декана факультета журналистики МГИМО (У), главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда, ведущий программы "Однако" на "Первом канале" Михаил Леонтьев, гендиректор ТК "3 канал" Андрей Писарев, обозреватель "Новых известий" Михаил Поздняев, ведущий программы "Воскресное Время" на "Первом канале" Петр Толстой, ведущий программы "Судите сами" на том же канале Максим Шевченко, главный редактор интернет-портала "Религия и СМИ", председатель Гильдии религиозной журналистки Александр Щипков.

Ссылки на данную статью [2]