Протоиерей Всеволод Чаплин о ситуации в сфере свободы совести в России

Заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы портала Религия и СМИ о положении дел в сфере свободы совести в России.

По его мнению, в целом основные права верующих соблюдаются: "право на молитву и богослужение, право исповедовать свою веру, распространять свои убеждения". Хотя "иногда верующим трудно поддерживать религиозный образ жизни в армии, тюремном заключении и, особенно, в некоторых социальных учреждениях - больницах закрытого типа, детских приютах и т.д.", все же прот. Всеволод не считает, что "эта проблема так остра, как это пытаются представить хорошо оплачиваемые профессиональные борцы за религиозную свободу".

Отвечая на вопрос об изменениях характера проблем в указанной сфере, собеседник портала отметил, во-первых, "нарастающие опасения верующих, в первую очередь православных, в связи с той угрозой мировоззренческой свободе, которую может нести в себе стремление государства к полному отслеживанию информации о частной жизни человека и хранение этой информации в специальных базах данных"; во-вторых, "тенденцию к утверждению на юридическом уровне определенной идеологии, отрицающую за религиями право заявлять об эксклюзивном обладании истиной и вести полемику друг с другом".

Прот. Всеволод не согласился с утверждением о дискриминационном характере религиозного законодательства в России: "Российское законодательство о религии не дает каких-либо преимуществ тем или иным вероисповеданиям. Иногда ссылаются на преамбулу закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в которой говориться об особой роли некоторых религий, однако она не имеет никаких юридических последствий. Все централизованные религиозные объединения имеют абсолютно равный юридический статус. Этим мы отличаемся даже от таких, жестко разделяющих религию и государство стран, как США и Франция, где существует поддерживаемый государством институт армейских и посольских капелланов. Модель институциональных отношений Церкви и государства в России до сих пор несет на себе отпечаток инерции советских времен. Если правозащитники критикуют нас, скажем, за присутствие любых положительных знаний о религии в школе, то тогда они должны критиковать и Францию, где есть оплачиваемые государством религиозные капелланы в школах-интернатах.
Мне кажется, что наши правозащитники старшего поколения просто очень не любят Россию и стараются по всякому поводу написать политический донос в те организации, которые выделяют им средства, не стесняясь при этом пользоваться откровенно двойными стандартами. При этом они не замечают гораздо более серьезных проблем в сфере прав человека, которые существуют в России".

Говоря о ситуации с соблюдением прав человека на Северном Кавказе, прот. Всеволод высказался за предоставление "особых полномочий" сотрудникам правоохранительных органов в этом регионе. По его мнению, хотя "невинные люди не должны страдать", нельзя "считать мирным населением всех тех, кто не является явным членом вооруженных формирований. Не секрет, что в современных партизанских войнах делать различия между мирным населением и одной из воющих сторон очень сложно, потому что огромное количество с формальной точки зрения мирных людей являются пособниками боевиков и террористов".

Комментируя утверждение о кризисе правозащитной идеологии в России, прот. Всеволод сказал: "Я думаю, в этой области рождается новая идеология. Все больше правозащитных организаций начинают прислушиваться к нашим согражданам, а не к зарубежным спонсорам. Все больше правозащитников начинают обращать внимание на те забытые правозащитным движением проблемы, о которых я уже говорил. Встречают общественное неприятие те из "правозащитников", которые загнали себя в угол нелюбовью к России, участием в работе по разрушению исторической российской государственности, русофобскими высказываниями, доносами на нашу страну и ее народ. В правозащитную деятельность сегодня включаются все новые и новые силы. Монополия на правозащитную деятельность "диссидентов-антисоветчиков" стремительно разрушается и думаю, что со временем будет разрушена окончательно". При этом он заявил, что, хотя "действительно есть немало организаций, которые руководствуются полезностью своей деятельности для тех кругов на Западе, которые известны желанием расчленить Россию", не стоит "грести всех под одну гребенку".

Комментарий: Запись этой беседы была опубликована параллельно с интервью профессора Коула Дарема. Набор вопросов в обоих случаях был одинаков.
Ссылки на данную статью [2]