Профессор Коул Дарем о ситуации в сфере свободы совести в России

Портал Религия и СМИ публикует интервью о проблемах свободы совести в России с директором Международного исследовательского центра религии и права, профессором Коулом Даремом (W. Cole Durham).

Говоря о ситуации с соблюдением прав верующих, К. Дарем отметил, что, несмотря на первоначальные опасения многих западных наблюдателей, закон о свободе совести 1997 г. был в целом "адекватно воспринят" большинством чиновников, хотя "в отдаленных регионах России у нескольких религиозных организаций проблемы все-таки возникли". Особую озабоченность на Западе вызвали судебные процессы против московских отделений "Армии спасения" и организации Свидетелей Иеговы. "Тем не менее, - подчеркнул К. Дарем, - показателем общей ситуации в стране могут служить не эти судебные дела, так как почти у всех стран есть проблемы в этой области, а увеличение или уменьшение их числа в целом. Кроме того, хорошим индикатором является и рост опасений со стороны небольших религиозных организаций, что в свою очередь отображает характер отношения к ним государства".

Отвечая на вопрос об изменении характера проблем в сфере свободы совести в России за последние годы, собеседник портала отметил, что если в 90-е гг. главной проблемой религиозных организаций была государственная регистрация, то "на данный момент уже зарегистрированные религиозные организации сталкиваются с проблемами приобретения земельных участков или зданий для проведения богослужений".

К. Дарем не согласился с утверждением о том, что российское религиозное законодательство является дискриминационным, и провел параллель с ситуацией в США: "Проблемы небольших религиозных организаций в получении земли под строительство культовых сооружений обычно связаны с ограничениями региональных законодательств. А дискриминационные решения властей часто скрываются под какими-то благовидными предлогами. Отмечу, что такие же проблемы возникают и в Америке. Я провел специальное исследование в США и пришел к выводу, что небольшим религиозным организациям всегда сложнее получить и землю и недвижимость, чем крупным.
В Американской Конституции, конечно, нет никакой преамбулы, определяющей те или иные религии, как особенные или традиционные. В преамбуле российского законодательства содержится ссылка на определенные конфессии и я не считаю, что в этом есть что-то дискриминационное. Кроме того это положение не имеет юридической силы. Проблемы появляются тогда, когда эту преамбулу некоторые чиновники используют для необоснованной дискриминации религиозных организаций, не упомянутых в преамбуле.
Отмечу, что религиозное законодательство в США тоже не является идеальным. Однако оно позволяет одинаково относится ко всем религиозным организациям страны".

Говоря о положении дел в сфере свободы совести в России и в США после 11 сентября, К. Дарем выразил опасение, что в обеих странах "забота о безопасности может "перевесить" права человека", и подчеркнул роль правозащитных организаций в обеспечении безопасности государства: "Не стоит полагать, что защита прав человека - бессмысленное занятие. Правозащитные механизмы также работают на укрепление безопасности в стране. В принципе против чего и выступают террористы. Инструменты, которыми пользуются правозащитные организации, должны помочь государству бороться с терроризмом. Основная проблема заключается в том, что до сих пор не разработано само понятие безопасности. Нет понимания, какими методами ее можно добиваться. Мы можем задействовать и войска и разные силовые структуры, но это часто только ухудшает сложившуюся ситуацию.
К тому же, властям необходимо прийти к пониманию, что если не принимать во внимание интересы всех религиозных организаций, то в будущем это может привести ко многим проблемам. С одной стороны государство должно быть жестким к религиозным экстремистам, но с другой стороны государство должно защищать и права верующих, не придерживающихся экстремистских взглядов".

К. Дарем также не согласился с утверждением, "что правозащитные организации в России, существующие на западные деньги, занимаются скорее политической деятельностью, нежели отстаиванием реальных интересов и прав людей". По его мнению, "защита прав людей - это политический вопрос", поэтому "правозащитники, в силу природы своей деятельности, не могут не обращать внимания на некоторые политические проблемы, что в свою очередь не может не раздражать больших чиновников, которые воспринимают правозащитную деятельность как агрессию". Что касается правозащитной деятельности религиозных организаций, то К. Дарем отметил их роль ("Можно сказать, что религиозные организации стали толчком для совершенствования системы правозащиты"), но, с другой стороны, обратил внимание на то, "что некоторые консервативные религиозные организации могут иначе понимать права человека и их защиту, чем светские правозащитные институты".

Отвечая на вопрос о возможных последствиях сближения государства и РПЦ, К. Дарем сказал: "Когда отношение между государством и той или иной конфессией становится очень крепким, то этой конфессии становится очень сложно критиковать государство. Сближение Церкви с государством, и ее сплетение с властью представляет серьезную угрозу для других религиозных групп".

Комментарий: Одновременно было опубликовано интервью с заместителем главы ОВЦС МП протоиереем Всеволодом Чаплиным, который ответил на те же вопросы.
Ссылки на данную статью [1]