В.Легойда. Журнал "Фома" - попытка говорить о православии на понятном языке

В интервью порталу "Религия и СМИ" главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда рассказывает об освещении церковной жизни в православном издании.

По мнению В.Легойды, одна из главных проблем, с которыми приходится сталкиваться православной прессе - проблема языка. "Фома" - пытается говорить на понятном для аудитории языке, поскольку рассказывает о православии "не с богословской точки зрения, а с позиции личного опыта". Подчеркивая, что "журнал "Фома" - это не журнал, обращённый к аудитории, а журнал, обращённый к человеку", В.Легойда определяет своего читателя как представителя творческой интеллигенции.

Изначально журнал создавался как православный, но с пометкой "для сомневающихся", что, по мнению редактора, позволило расширить поле для дискуссии и затрагивать проблемы, вызывающие наибольшее количество вопросов. При этом на страницах журнала освещается "всё кроме политики, в том числе и церковной политики".

Несмотря на принципиальную аполитичность издания, его главный редактор в интервью коснулся результатов парламентских выборов. По его мнению, "демарш партии "За Русь Святую" временами смотрелся как проплаченная PR-акция против Православной Церкви". При этом успеха добились те, кто не использовал православие в открытую, но "апеллировали к ценностям, которые можно называть христианскими".

В.Легойда осторожно относится к утверждению, что 80% населения России -православные, подчеркивая, что "надо всегда разделять людей, для которых самоидентификация связана с культурой, и людей, для которых самоидентификация связана с верой".
По мнению В.Легойды, факультативный курс православной культуры в школах необходим, возможно, в рамках курса религиозной культуры, но "главная проблема лежит в несколько иной плоскости: кто будет преподавать". "В конце концов, не обязательно всем любить православие, но его нужно знать", - считает главный редактор "Фомы".

Касаясь вопроса о возможности демонстрации религиозных предпочтений политиков, В.Легойда заявил, что "минимально допустимый уровень анонимной религиозности", как, например, в США, "не решение проблемы, это паллиатив". Религиозные ценности, по мнению редактора "Фомы", должны определять жизнь человека.