Опубликованы заключения РПЦ на законопроекты "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций" С.Глазьева и А.Чуева

18 мая были опубликованы заключения Историко-правовой комиссии РПЦ (ответственный секретарь - И.А. Куницын) от 4 апреля 2003 г. законопроекты
С.Глазьева (старый вариант) и А.Чуева.

Выражая "принципиальную поддержку" обоим законопроектам и, в частности, отмечая, что А.Чуев учел высказанные ему более ранние замечания РПЦ, заключения содержат в себе и критические замечания.
Помимо наличия "логических и технических ошибок", содержащихся в обоих законопроектах, нестыковок с действующим законодтельством и отсутствием предложений по их ликвидации, в заключениях содержатся и принципиальные замечания.

В первую очередь, они касаются понятия "традиционная религиозная организация".
Отмечая принципиальную недопустимость использования в законодательстве Российской федерации этого термина, И.А. Куницын пишет, что на практике употребление этого понятия "означает, что особый правовой статус будет присваиваться не всему религиозному сообществу, как единому целому (например, Русской Православной Церкви), а лишь отдельным входящим в него структурным подразделениям. Поэтому наделение централизованной религиозной организации правовым статусом традиционной не влечёт его распространение на местные религиозные организации, входящие в её структуру".
Чтобы избежать этого, автор предлагает ввести в законодательство термин "конфессия" как "совокупность местных и централизованных религиозных организаций, иных организаций, приравненных к статусу религиозных организаций, обособленных и необособленных подразделений религиозных организаций, а также созданных ими организаций и учреждений, действующих на основании одного религиозного учения, и находящихся на его основе между собой в отношениях внутриконфессионалъной (канонической) и юридической субординации". При этом, поскольку конфессия не является организационно-правовой формой юридического лица, то не потребуется вносить изменения в Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы.
Применение предлагаемого И.Куницыным понятия "позволит отсечь раскольничьи и сектантские религиозные общества, использующие в своих наименованиях элементы наименований религиозных организаций, формально удовлетворяющие критерию традиционности".

Кроме того, в заключении высказано возражение на предложенный в законопроекте А.Чуева "временной" критерий "традиционности" в 85 лет. Поскольку нынешняя организационно-правовая форма централизованной религиозной организации, которой предлагается присваивать статус традиционной, была ведена в юридический оборот лишь в 1997 г. после принятия ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" , "это делает бессмысленным сам факт принятия подобных правовых актов, поскольку их реальное действие в этом случае автоматически будет отложено на десятилетия".

Заключение Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви от 4.04.2003 г. по проекту ФЗ "О социальном партнерстве государства и религиозных организаций в целях сохранения национальных духовных традиций и обеспечения социальной защиты населения России" (автор - депутат Госдумы РФ С.Ю. Глазьев) // Государство и религия в России. 2003. 18 мая.
Заключение Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви от 4 апреля 2003 г. по проекту Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций", разработанному депутатом Государственной Думы РФ А.В. Чуевым // Там же.

Комментарий: На сайте депутата А. Чуева размещен проект Федерального закона "О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации" (документ не датирован). Этот вариант немного отличается от текста, внесенного в ГД 18 февраля 2003 г.
Ссылки на данную статью [1]