Максим Шевченко и Александр Журавский - о необходимости госоргана по делам религий

"Еженедельный журнал" № 141 опубликовал тематическую подборку "Церковь и государство - антагонисты или партнеры?". Основной вопрос, поднятый в интервью, которые дали "ЕЖ" глава Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко и руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований РАГС Александр Журавский - необходим ли в России государственный орган по делам религий.

Максим Шевченко выступает за создание такого органа. Он рассматривает РПЦ как мощную корпорацию с политическими амбициями (хотя формально и отказывается от участия в политической жизни). "Любая корпорация в силу своей природы вынуждена действовать агрессивно, - говорит Шевченко. - Но религия по сути своей бескомпромиссна и тотальна. А стало быть, и экспансионистские претензии религиозной корпорации бескомпромиссны и тотальны".

Государство, по мнению М. Шевченко, должно создать "орган с министерскими полномочиями, достаточными для того, чтобы, не вмешиваясь в частную жизнь верующих, отстаивать интересы государства и нации в контактах с религиозными организациями (корпорациями)".

При этом государство не может вмешиваться во внутреннюю жизнь религиозных организаций, если эта жизнь не противоречит принципам существования нации и организации государства, но должно защищать права священнослужителей и вообще сотрудников религиозных организаций, требовать согласования канонических правил с законами государства. "Ни одна общественная организация нашей страны не должна находиться вне конституционного поля, жить по собственным законам, подменяющим Конституцию", - добавил глава Центра стратегических исследований.

Александр Журавский придерживается иной точки зрения. Он полагает РПЦ не корпорацией, а скорее сетевой организацией, не угрожающей государству. Комментируя тезис о необходимости структуры по делам религии, которая призвана защищать слабое государство от церкви, руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований напомнил, что и существовавшие в прошлом подобные структуры создавались при сильном государстве, причем и "обер-прокуратура, и Совет по делам религий не столько регулировали взаимоотношения государства и Церкви, сколько контролировали церковные дела и вмешивались в них - даже в Российской империи, где император был православным человеком". Поэтому сейчас существуют вполне обоснованные опасения, что "подобная структура начнет на каком-то этапе заниматься формированием церковной жизни и интегрированием Церкви в политические проекты государства".

Во многих государствах существуют подобные органы, добавил А. Журавский, но, как правило, они не занимаются выработкой стратегии религиозной жизни.

Относительно защиты трудовых прав священнослужителей ученый заметил, что положение духовенства принципиально не отличается от положения большинства трудящихся, не защищенных от произвола работодателя. "Поэтому, прежде чем пытаться отстаивать права духовенства - важной, но не преобладающей части населения, - давайте смотреть, насколько нормальна ситуация в обществе в целом", - заключил А. Журавский.

Ссылки на данную статью [3]