Александр Морозов о политике президента Путина в отношении РПЦ

4 марта газета "Время новостей" опубликовала статью "Искушение православием", в которой обозреватель портала "Религия и СМИ" Александр Морозов анализирует политику В. Путина по отношению к РПЦ. По мнению А. Морозова, до прихода В. Путина к власти отношения между чиновниками и Патриархией строились по принципу "торга": "Патриархия развивала у властей "чувство вины" за прошлое. Избавление от чувства вины обменивалось на следующий список: возвращать здания, поддерживать строительство и реставрацию храмов частично за счет пожертвований из губернаторских фондов, пустить священников в армию, в места лишения свободы, преподавать основы веры в средней школе, не пускать в Россию протестантские миссии, не создавать органов исполнительной власти по работе с конфессиями".

В. Путин предпочел другой подход: "С одной стороны, "приватная православность", подчеркиваемая отъездом в провинцию на Рождество и Пасху, отсутствием пафоса в приветствиях к официальным церковным мероприятиям. А с другой - активное использование своего политического веса в масштабных процессах: встреча с руководством РПЦЗ в Америке и заинтересованность в воссоединении зарубежников с Московской патриархией, визит в Киев к митрополиту Владимиру, попытка повлиять на диалог Москвы и Ватикана. Отметим, что и эстонские проблемы патриархии нашли свое разрешение уже при Путине".

При этом, подчеркивает А. Морозов, "все те темы, которые воспринимались российским обществом как "лоббизм патриархии", несмотря на православность Путина, не получили его прямой поддержки. Основы православной культуры так и остались факультативом, институт православных капелланов в армии, которого настойчиво добивается военный отдел патриархии, не стоит в повестке дня, вопрос о "музейных ценностях" решился в пользу Министерства культуры, и, наконец, передача земель и зданий в собственность церкви решается очень осторожно и с большими ограничениями".

По мнению А. Морозова, основа путинской религиозной политики - четкое разграничение интересов общества, Церкви как института и государства: "В этом смысле Владимир Путин задал правильный тон подстраивавшемуся под него политическому классу. Этот тон состоит в различении трех постоянно присутствующих факторов: религиозной жизни россиян... интересов патриархии как корпорации и намерения части политического класса использовать "духовно-нравственную" риторику".

"Наращивание присутствия церкви в политике, - пишет в заключение А. Морозов, - не соответствует задачам экономических и социальных реформ второго срока. Другое дело социальная работа РПЦ, ее культурные проекты на стыке с академической и гуманитарной средой. <...> В то же время у Путина есть уникальная возможность активизировать международную роль РПЦ - и он, как показывают события последних двух лет, готов это делать. <...> Так что вектор путинской политики в отношении крупнейшей конфессии на втором сроке, вероятнее всего, будет достаточно прозрачным: больше социальной работы, никакой политики, активное участие в международных диалогах".