Александр Морозов о роли религиозного фактора в предвыборной кампании

Обозреватель портала "Религия и СМИ" Александр Морозов на страницах "НГ-Религий" анализирует влияние религиозного фактора на результаты выборов в представительные органы власти. По результатом предыдущих выборов автор делает вывод о незначительности этого влияния. Причину А.Морозов видит, в первую очередь, в том, что "Россия - сильно секуляризованная страна". Общественные движения, сложившиеся в России на основе христианской идеологии, до сих пор были "совершенно маргинальным явлением", и есть сомнения, "может ли вообще в России сложиться массовая консервативная партия, подобная "народным партиям" в Европе".

Другую причину автор видит в политической позиции Московской Патриархии. По мнению А.Морозова, политический курс патриарха Алексия II препятствует политизации православных и направлен на то, чтобы избежать политического оформления националистических настроений, сильных в православных кругах. Это приводит к тому, что епископат и большая часть духовенство руководствуется не собственными политическими пристрастиями, а необходимостью поддержать "партию власти", способную поддержать стабильность в стране.

А.Морозов анализирует опыт участия в предвыборных кампаниях представителей различных православных движений, а также лоббистские усилия РПЦ в Государственной Думе. Как правило, все эти попытки были не слишком удачными. Однако, отмечает автор сегодня проявления религиозности политиков не воспринимаются обществом как признак маргинальности, поэтому не исключено, что влияние религиозного фактора на предстоящих выборах будет более существенным.