Новости по теме

Процесс против организаторов выставки "Осторожно, религия!"

15 июня в Таганском межмуниципальном суде Москвы начался судебный процесс против организаторов выставки "Осторожно, религия!": директора Музея им. Сахарова Юрия Самодурова, сотрудницы Музея Людмилы Василовской и художницы Анны Михальчук. Им выдвинуто обвинение по статье 282 УК РФ - "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства".

В обвинительном заключении говорится, что Ю. Самодуров "вступил в предварительный сговор со своей подчиненной - руководителем группы организации выставок музея Василовской Л.В., а также Зулумяном А.Г., Золян Н. и Михальчук А.А. для совместной подготовки и проведения в Москве выставки, четкая концептуальная направленность которой состояла в публичном выражении в наглядно-демонстрационной форме унизительного и оскорбительного отношения к христианской религии в целом, а к православному христианству и Русской Православной Церкви в особенности, а также к религиозным символам православных верующих, путем публичной демонстрации в помещении музея специально отобранных экспонатов, возбуждающих ненависть и вражду, а также унижающих достоинство лиц по признаку их отношения к христианской религии в целом, а православному христианству и Русской Православной Церкви в особенности".

Как отметил корреспондент "Портала-Credo.ru", "в зале нашлось место для нескольких представителей маргинальных организаций - Русского национального единства, представители которого надели повязки и значки, и слушательницы радиостанции "Радонеж", демонстративно державшие в руках молитвенники". В это время перед входом в здание суда проходил санкционированный митинг в поддержку обвиняемых, организованный Либертарианским движением Николая Храмова. Митингующие облачились в желтые балахоны и накидки, долженствующие напоминать об инквизиции. В митинге также приняли участие члены Атеистического общества Москвы и представители журнала "Скепсис".

В день начала заседаний было зачитано обвинительное заключение, затем обе стороны были опрошены об их отношении к суду. По мнению адвоката Юрия Шмидта, представляющего интересы сотрудников Музея им. Сахарова, суд затянется из-за "организационных сложностей" (Ю. Шмидт занят также в процессе Михаила Ходорковского). Адвокат считает, что дело можно превратить в административное разбирательство, хотя "здесь нет никакого состава преступления - административного тоже нет". В первый день в суде Ю. Шмидт заявил, что пока его подзащитным "не вменено преступных деяний", так как нет конкретных эпизодов, на которые мог бы указать суд. "В соответствии с УК преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время его совершения. Инкриминируемые деяния Ю. Самодурова были совершены в январе 2003 года, а в декабре того же года был принят закон, который внес изменения в соответствующую статью", - подчеркнул Ю. Шмидт. К тому же, добавил он, из обвинительного заключения не ясно, "в отношении какой группы по признаку отношения к национальности совершены инкриминируемые деяния".

См. текст заявления адвокатов Шмидта Ю.М., Костроминой К.Л. в защиту подсудимого Самодурова Ю.В.

16 июня "Седмица" со ссылкой на Regions.ru сообщила о решении Таганского суда вернуть уголовное дело в отношении устроителей выставки в прокуратуру в связи с нарушениями в обвинительном заключении. Прокуратуре Центрального округа Москвы предписано устранить нарушения в течение пяти суток.

Между тем, представители исламских, иудейских и буддийских организаций России осудили организаторов выставки "Осторожно, религия!".

По мнению верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман РФ Мухаммедгали Хузина, выставка представляет собой "акт глумления над чувствами миллионов верующих России".
Главный раввин России Берл Лазар заявил: "Я уважаю свободу творчества, но она не должна оборачиваться свободой плевать людям в лицо".

Решение Таганского суда вернуть дело в прокуратуру вызвало возмущение представителей Общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества". Комитет выступил с заявлением, в котором отмечено, что "указания суда на нарушения носят расплывчатый характер", а также, что "защита обвиняемых осуществляется в недозволенных законом рамках". Последнее утверждение вызвано проведением 15 июня перед зданием суда пикета, участники которого "всовывали в руки материалы, порочащие Православную религию", свидетелям по делу. "Этот факт есть прямое психологическое воздействие на свидетелей", - сказано в заявлении.

Однако государственный обвинитель Кира Гудим обжаловала это решение.

И 30 июля Мосгорсуд принял решение в ее пользу и обязал Таганский суд вернуться к рассмотрению дела, рассмотрев свои возражения прямо в судебном разбирательстве.

30 сентября Таганский суд Москвы перенес повторное рассмотрение уголовного дела против организаторов выставки на 6 октября. По словам адвоката одного из обвиняемых, перенос связан с тем, что адвокаты, представляющие интересы Ю. Самодурова, Елена Липцер и Юрий Шмидт, заняты в другом процессе.

21 октября стало известно, что Таганский суд Москвы отложил слушание дела на 3 ноября в связи с занятостью адвокатов другом процессе, а также тем, что защитнику Л. Василовской необходимо время для ознакомления с материалами дела.

15 ноября состоялось очередное заседание суда. Репортаж об этом заседании адвоката сотрудников Сахаровского центра - Евгения Ихлова - см. на Портале-Credo.ru.

Следующее заседание прошло 26 ноября (см. репортаж Павла де Рико также на Портале-Credo.ru).

Процесс продолжился 2 декабря. См. очередной репортаж Павла де Рико. Как замечает автор, "наше общество отчасти само виновато в произошедшем конфликте. Виновато тем, что, не интересуясь проблематикой современного искусства, оставило его без должного внимания. Возможно, для разрешения столь волнующих общество деликатных вопросов соотнесения традиции и свободы, следовало бы более дружественно относится к миру искусства и тем самым создать национально ориентированные кадры кураторов. Свидетельство о беспринципности приходящих кураторов выставки говорит о ненадёжности приглашенных варягов. Теперь же, на судебной стадии конфликта, компромисс интересов плюралистического общества, представляемого художниками, и реликтового сознания, также требующего уважения, достижим именно на путях взаимного проговаривания позиций".

8 декабря суд продолжил заслушивать свидетелей обвинения (см. репортажи П. де Рико, а также Е. Ихлова).

Новое заседание состоялось 24 декабря. Обвинение оглашало документы уголовного дела (см. очередной репортаж Павла де Рико).

12 января 2005 г. состоялось очередное судебное разбирательство. Прокуратура оставила в деле экспертизу, признавшую работы художников направленнными на разжигание религиозной розни. (См. также новый репортаж П. де Рико и взгляд "с другой стороны" - статью Анны Сергеевой в газете "Русский вестник".)

Комментарий: См. комментарии:
Вермишева Э. ОПГ музейного масштаба // Газета.ru. 2004. 15 июня.
"Эхо Москвы": Максим Шевченко. "Это была целенаправленная атака на сознание верующего человека, но я не понял, почему руководство музея должно нести ответственность за действия художников". (Беседа с руководством музея им. Сахарова и экспертами) // Религия и СМИ. 2004. 16 июня.
Сас И. ВЧЕРА - ПОТЕРПЕВШИЕ, СЕГОДНЯ - ПОДСУДИМЫЕ // Независимая газета. 2004. 16 июня.
Перекрест В. ХУДОЖНИКОВ СУДЯТ ЗА РАЗЖИГАНИЕ ВРАЖДЫ // Известия. 2004. 16 июня.
Буторина Е. "Иисус не учил мстить" // Время новостей. 2004. 16 июня.
Светова З. 'Обезьяньего' суда не будет? // Русский курьер. 2004. 16 июня.
Вермишева Э. Суд поступил осторожно с религией // Газета.ru. 2004. 16 июня.
Осборн Э. Два процесса, один вопрос: лицо современной России // ИноСМИ.Ru. 2004. 16 июня. (Перевод статьи, опубликованной в газете "The Independent", Великобритания.)
Иванова В. Нацистов привлекли к суду: В качестве защитников православия // Московский комсомолец. 2004. 17 июня.
Буторина Е. Ошибка прокурора: Суд признал обвинение правозащитников в разжигании религиозной вражды "неконкретным" // Время новостей. 2004. 17 июня.
Соколов М. Седьмое доказательство // Известия. 2004. 17 июня.
Право на безвкусицу: Заявление в связи с судебным преследованием организаторов выставки "Осторожно: религия!" // Новая газета. 2004. 17 июня.
'Одно общее произведение Путина': Суд встал на защиту 'национального и религиозного достоинства титульной нации' // ИноСМИ.Ru. 2004. 17 июня. (Перевод статьи из газеты "Sueddeutsche Zeitung", Германия.)
МОНИТОРИНГ СМИ: Максим Шевченко: "Религиозные чувства - это на самом деле то, за что человек готов идти на смерть". Интервью радиостанции "Эхо Москвы" // Портал-Credo.ru. 2004. 18 июня.
Пашин С. "Святым кулаком да по окаянному лицу" // Новые известия. 2004. 22 июня.
Сигал Л. Реникса! // Русский журнал. 2004. 22 июня.
Шевелев М. "Мои дела меня найдут": (Интервью с Юрием Шмидтом) // Московские новости. 2004. 22 июня.
Филиппов А. Не допустим новых гонений на Церковь! // Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества". 2004. Июнь.
Целмс Г. Следствие и суд в глухом тупике: Законного выхода из него не существует // Русский курьер. 2004. 25 июня.
Жуков И. Осторожно, искусство! // ИА "Росбалт". 2004. 25 июня.
События, развернувшиеся вокруг выставки "Осторожно, религия!", позволили американской Los Angeles Times сделать заключение о росте влияния РПЦ на российское общество.
Солдатов А. КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: Опять бью мимо... Почему ревнители православия теряют драгоценное время в судах? // Портал-Credo.ru. 2004. 22 ноября. (Цитата: "Правда состоит в том, что разгромом выставок, подобных "Осторожно, религия!", не решить ключевой проблемы существования православного христианина в современном мире. Эта проблема состоит в противоречии между следованием устоявшимся светским нормам в социальной жизни и бескомпромиссной верности православию "со всеми его догматами, преданиями и обычаями" в жизни частной или приходской. Ведь, если разобраться, "ликвидаторы" выставки ратуют за постепенное воцерковление всего российского общества. Но едва ли ее разгром приблизил этот возвышенный идеал".)
Де Рико П. РЕПОРТАЖ: Полное бессилие государственного обвинения в суде над организаторами выставки "Осторожно, религия!" // Там же. 29 ноября. ("Проблема заключается, на мой взгляд, в готовности (неготовности) общества мириться с субкультурой. Христианство на сегоднящний день входит в общество, привыкшее обходиться без него. Обращения к религии у нас долгое время носили частный характер и к этому все привыкли. Теперь же государственные и церковные менеджеры пытаются нас построить по религиозному ранжиру. Реакция наиболее духовно свободной части общества, а художники являются именно таковыми, вполне здоровая. Общество не желает таких перемен и в лице организаторов и участников подобных акций высказывается об этом. Теперь эта проблема заявлена в виде судебного процесса и его решение будет (или не будет) ответом на этот вызов. Возможно, следует задуматься об организации общественного пространства, можно было бы уточнить, что считается частным пространством - частным клубом, а что публичным, не допускающим вторжения субкультурных интерпретаций".)
Целмс Г. Православный джихад // Русский курьер. 2004. 7 декабря.
Ссылки на данную статью [2]