Заявление для рабочего заседания "Борьба с преступлениями на почве ненависти и обеспечение эффективной защиты от дискриминации"

С 21 сентября по 2 октября 2015 года в Варшаве проходит ежегодная конференция ОБСЕ. 29 сентября эксперт Информационно-аналитического центра «СОВА» выступил на рабочей сессии «Борьба с преступлениями на почве ненависти ненависти и обеспечение эффективной защиты от дискриминации II». Мы публикуем текст представленного заявления и наши рекомендации.

Уважаемая госпожа модератор, уважаемые участники конференции!

 

Я хотел бы обратить внимание на некоторые рекомендации, содержащиеся в декларации, принятой в декабре прошлого года в Базеле коалицией НПО – Платформой гражданской солидарности.

Персональным Представителям Председательства по толерантности и недискриминации следовало бы повысить видимость своей работы. Надо шире освещать их визиты в конкретные страны, шире публиковать их доклады. Полезным было бы и более активное участие в мероприятиях, организованным неправительственными организациями.

Мы просим БДИПЧ ОБСЕ совместно с Венецианской Комиссией оценить законодательство государств-участников ОБСЕ на предмет наличия в нем дискриминационных положений, направленных против тех или иных групп, и разработать рекомендации по итогам такой оценки. Это – большая работа, но она была бы очень полезна.

Центр «Сова» также обращает внимание на то, что законодательство, направленное против различных проявлений расизма и дискриминации, включая преступления ненависти, не всегда является достаточно систематическим. В ряде стран отсутствует комплексное антидискриминационное законодательство. Или напротив, делается попытка увязать указанные темы с совершенно другими, как это сделано в России в антиэкстремистском законодательстве, и такие попытки могут быть неудачными, контрпродуктивными и даже вредными для соблюдения основных прав человека. Мы призываем государства – члены ОБСЕ прислушиваться к рекомендациям ОБСЕ, Венецианской комиссии, договорных органов ООН и других авторитетных международных органов по этим вопросам.

Платформа гражданской солидарности советует БДИПЧ ОБСЕ организовать экспертные консультации по проблеме разжигания ненависти в контексте выборов. Можно подумать об использовании существующих инструментов, таких как миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ и Совета экспертов по правовому регулированию деятельности политических партий.

Одной из ключевых проблем профилактики преступлений ненависти является противодействие возбуждению ненависти. Разумеется, здесь не может быть общего для стран ОБСЕ подхода. Но представляется, что некие общие руководящие принципы сформулировать все же можно, и мы просим об этом Представителя по свободе СМИ. Я полагаю, что хорошей основой мог бы послужить Рабатский план действий, выработанный в рамках серии семинаров, организованных ООН.

Особенно хотелось бы обратить внимание, что проявления интолерантности создают потенциально большую опасность, если их допускают представители власти или те СМИ, которые воспринимаются как официальные. Такие проявления неизбежно умножаются в кризисных ситуациях, в том числе в ситуации кризисов в отношениях между странами, но задача государств – членов ОБСЕ стремиться их не допускать или, по крайней мере, не допускать безнаказанности таких государственных служащих. Речь должна идти хотя бы о дисциплинарной ответственности.

 

Рекомендации

Для ОБСЕ – из Базельской декларации Платформы гражданской солидарности

1. Персональные Представители Председательства по толерантности и недискриминации должны повысить видимость своей работы и усилить сотрудничество с гражданским обществом, в том числе через усилия, направленные на более широкое освещение их визитов в конкретные страны в СМИ, более широкое распространение их докладов и более активное участие в международных и национальных мероприятиях по темам, соответствующим их мандатам, включая организованные неправительственными организациями;

2. БДИПЧ ОБСЕ совместно с Венецианской Комиссией необходимо оценить законодательство государств-участников ОБСЕ на предмет наличия в нем дискриминационных положений, направленных против религиозных и этнических меньшинств, рома и синти, мигрантов, ЛГБТ и других групп, а также разработать рекомендации по итогам такой оценки. Государства-участники должны запрашивать такую оценку и следовать ее рекомендациям;

3. БДИПЧ ОБСЕ необходимо организовать экспертные консультации относительно вариантов ответов на нарушения фундаментальных прав, включая разжигание ненависти, в контексте выборов в государствах-участниках ОБСЕ, в том числе через использование существующих инструментов, таких как миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ и Совета экспертов по правовому регулированию деятельности политических партий;

4. Представителю по свободе СМИ необходимо разработать руководящие принципы для государств-участников ОБСЕ по борьбе с использованием языка вражды в средствах массовой информации и интернете, а также государственными чиновниками и политиками, при соблюдении свободы выражения мнений.

 

Странам – членам ОБСЕ:

1.Оценить национальные законы о возбуждении ненависти и практику их применения в свете Рабатского плана действий.

2. Следует принимать и развивать комплексное антидискриминационное законодательство или ряд отдельных актов, содержащих эффективные правила и процедуры доказывания дискриминации.

3. Государственные служащие не должны иметь права выражать публично не только нетерпимость, но и неуважение к любым меньшинствам. Законодательство о государственной службе должно предполагать эффективные дисциплинарные санкции за такие действия. И эти наказания должны предаваться гласности.