Заявление для рабочего заседания "Борьба с преступлениями на почве ненависти и обеспечение эффективной защиты от дискриминации"

С 21 сентября по 2 октября 2015 года в Варшаве проходит ежегодная конференция ОБСЕ. 29 сентября эксперт Информационно-аналитического центра «СОВА» выступил на рабочей сессии «Борьба с преступлениями на почве ненависти ненависти и обеспечение эффективной защиты от дискриминации». Мы публикуем текст представленного заявления и наши рекомендации.

Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!

Проблема преступлений ненависти в России по-прежнему остается очень острой, как и во многих странах ОБСЕ. Однако, к сожалению, истинный масштаб насильственных проявлений ненависти остается неизвестным, поскольку информация о них недоступна общественности и даже полиции, и это упирается в целый комплекс проблем.

Одной из основных причин тому является отсутствием системы первичной регистрации преступлений, по которым есть только подозрение, что они могут быть преступлениями ненависти. Поэтому во множестве дел, где такой мотив присутствовал, он не расследуется. У нас в России возникает впечатление, что во многих, если не в большинстве тех дел, где мотив ненависти все же был расследован, это произошло не по инициативе местных подразделений полиции, а только в силу вмешательства специализированных антиэкстремистских подразделений, которые наблюдают за подозрительными группировками. Но этот метод явно недостаточен. Мы считаем необходимым регистрации подозрения на мотив ненависти уже на самом раннем этапе расследования.

Помимо этого, мы встречаем и сокрытие сведений о случаях преследования уязвимых меньшинств, которые нередко жалуются на дискриминационное обращение в полиции. Что, разумеется, недопустимо. Но пока дискриминация в полиции не исключена вовсе, можно создать дополнительные каналы для подачи заявлений. Во-первых, помогло бы создание специальных государственных органов, сфокусированных на дискриминации и преступлениях ненависти, что уже не раз рекомендовалось (в т.ч. ECRI и в рамках ОБСЕ). Во-вторых, в любой стране обычно существуют неправительственные организации, помогающие именно этим уязвимым группам или выступающие от их имени. Они могут передавать заявления в полицию о дискриминации и преступлениях ненависти, но такое сотрудничество очень нуждаются в информационном и ином содействии, чтобы потенциальные жертвы знали о нем.

В политическом и в правовом смысле противодействие преступлениям ненависти может и должно рассматриваться как часть более широкой повестки дня. Но именно в сфере противодействия преступлениям ненависти государства взяли на себя дополнительные обязательства в рамках ОБСЕ. Поэтому важно сосредоточиться именно на расследование таких преступлений, а для этого нужна отчетность именно по ним. Иной подход приводит к снижению противодействия преступлениям ненависти.

Это наглядно видно на примере России, где законодательство  ставят на одну доску расистские и иные подстрекательские высказывания и насильственные преступления. При этом, с развитием технологий интернета, количество таких высказываний резко выросло, и у правоохранительных органов возникает соблазн преследовать именно такие выступления, тем более, что это легче делать. В результате противодействие расизму все более смещается от преследования насильственных преступлений к преследованию малоопасных публичных высказываний малоизвестных людей. В 2015 году, по нашим данным, 30 человек были осуждены за насильственные преступления ненависти, и 127 человек – за возбуждение ненависти. И эта диспропорция растет год от года. Например, за прошлый год те же цифры были 45 и 158, а в 2010 году они были, наоборот, 297 и 78.

В нерегулярных или полурегулярных формированиях в войне на востоке Украины с обеих сторон принимают участие тысячи людей из разных стран, в большинстве своем – из России и Украины, но также есть приехавшие из целого ряда других европейских стран. В том числе там находится немало людей ультранационалистических и даже прямо неонацистских взглядов. Мы считаем необходимым сотрудничество в деле мониторинга таких групп и пресечения их противоправной деятельности вне театра военных действий. Усилия по восстановлению мира в Украине, в том числе предпринимаемые под эгидой ОБСЕ, должны включать меры по минимизации этой угрозы.

Мы считаем также, что опыт комплексного противодействия группам, практикующим расистское и иное идеологически мотивированное насилие, – от расследования отдельных преступлений до выявления и разрушения инфраструктуры этих групп, изоляции источников финансирования, выявления организаторов и координаторов насильственных акций – необходимо обобщить и распространить на уровне ОБСЕ. При необходимости надлежит провести международный экспертный семинар на эту тему, которая затрагивает одновременно основы человеческого измерения, и безопасности.

 


Наши рекомендации

Для ОБСЕ

1. Сформировать рабочую группу по мониторингу милитаризованной активности ультранационалистов в связи с конфликтом в Украине.

2. Обобщить и распространить опыт комплексного противодействия группам, практикующим расистское насилие – от расследования отдельных преступлений до выявления и разрушения инфраструктуры этих групп: изоляции источников финансирования, выявления организаторов и координаторов насильственных акций и т.д. При необходимости – провести международный экспертный семинар на эту тему.

4. Организовать семинар, а лучше – серию семинаров, для сотрудников правоохранительных органов разных стран, посвященный обобщению удачного опыта сбора информации и статистического учета преступлений ненависти.

 

Для государств – участников ОБСЕ

1. Изменить систему учета преступлений так, чтобы подозрение на мотив ненависти могло быть зафиксировано на любом этапе, включая самый ранний – этап регистрации преступления. Расследование преступлений ненависти идет эффективнее в специализированных полицейских подразделениях, но оно должно вестись также и в обычных подразделениях полиции.

2. Публиковать статистику по преступлениям ненависти, выделяя разные их виды, регионы, количество пострадавших. Официальная статистика должна основываться и на судебных решениях (как по доказанным случаям, так и по недоказанным), и не на количестве заведенных уголовных дел.

3. Активнее использовать информацию неправительственных организаций, занимающихся систематическим мониторингом активности расистских групп, а также консультироваться с НПО по проблемам правоприменительной практики. Несмотря на разногласия методологического и политического характера, такое сотрудничество может быть очень продуктивным.

4. Принимать заявления от потерпевших от, предположительно, преступлений ненависти также при посредничестве таких НПО и специализированных государственных органов, занимающихся проблематикой дискриминации.

5. Настроить законодательную рамку, охватывающую преступления ненависти и связанную с ними деятельность, включая публичное подстрекательство, организационную деятельность, финансирование и т.д. Законодательство должно фокусировать усилия правоохранительных органов на преследовании в первую очередь наиболее опасных преступлений против личности. Тому же должны способствовать правила и инструкции, принимаемые внутри этих органов.

6. Расследовать деятельность группировок, так или иначе причастных к совершению военных преступлений или иных особо тяжких преступлений в ходе конфликта в Украине.