Проявления антисемитизма в России в мае-июне 2014 года

В мае-июне 2014 года интенсивность проявлений антисемитизма заметно снизилась по сравнению с первыми месяцами года.

Нападения и вандализм 

В течение отчетного периода нападений на почве антисемитизма мы не зафиксировали. 

Неизвестны нам в мае-июне и акты антисемитского вандализма. 

Пока трудно судить о причинах этого явления. Возможно, сказалось начало летнего периода, а возможно, внимание групп, традиционно вовлеченных в антисемитские акции, сейчас отвлечено украинским кризисом. 

Поскольку антисемитизм, в отличие от других российских этнофобий, проявляется преимущественно не в насилии, а в символических акциях, видимо, его коснулось общее снижение традиционных этнофобий, зафиксированное социологами (см., например, результаты исследования агентства «Политех», представленного в июне в Общественной палате, или данные ВЦИОМ , связанное, скорее всего, с перефокусировкой общественного внимания на украинские события). 

Для сравнения отметим, что уровень расистского насилия, по данным Центра «Сова», не снижается, поскольку внимание соответствующих группировок не отвлечено в должной степени. Но в сфере антисемитизма это не сказывается. 


Публичные антисемитские выступления 

Как мы отмечали ранее, в первой половине 2014 года возросло количество антисемитских высказываний в СМИ. Такие высказывания допускали как журналисты, так и общественные и политические деятели. Напоминание о еврейском происхождении кого-либо в качестве негативной характеристики обсуждаемого, стали, похоже, допустимым приемом. 

Многие антисемитские пассажи были так или иначе связаны с событиями на Украине. Содержательно они связаны с двумя специфическими темами, помимо универсальных антисемитских приемов - «приписывания еврейства» оппоненту и рассуждений о той или иной форме «всемирного еврейского заговора». Первая тема - обсуждением роли украинских олигархов еврейского происхождения. Вторая тема - обсуждение антисемитских убеждений и практики радикальных группировок и деятелей с обеих сторон конфликта. Действительно, в украинской политике роль олигархов остается довольно высокой. И действительно, на обеих сторонах конфликта, который уже можно смело называть гражданской войной, действуют активисты и целые организации, ранее зарекомендовавшие себя антисемитскими выступлениями или подозреваемые в антисемитизме ввиду общей праворадикальной ориентации. 

На самой Украине все это не только дает множество поводов для обвинений противника в антисемитизме, но и служит благодатной почвой для разного рода провокаций, призванных выставить противника антисемитом. Бурная информационная война приносит все эти мотивы и в российские медиа, особенно - в дискуссии в социальных сетях. И хотя доминирует тональность защиты евреев, а не агрессии против них, бесконечные обсуждения самых разных слухов, реальных или явно вымышленных инцидентов способствует распространению, точнее - возрождению, слегка подзабытых уже в активной части российского общества антисемитских предрассудков. 

Одновременно растет не всегда обоснованное беспокойство в самой еврейской общине. Например, в прессе Еврейской АО появилось сообщение «народного корреспондента» о еврейских погромах на Украине, что вызывало в ответ заявления о готовности приютить еврейских беженцев оттуда. Впрочем, по словам местных чиновников, к ним поступали устные обращения от евреев из Луганской области, но никаких официальных заявлений о желании переехать в Еврейскую АО от украинских евреев не поступало.

Количественно оценить эти перемены пока не представляется возможным, но происходящее не может не настораживать. 

Вероятно, руководители крупных СМИ тоже заметили эту тревожную тенденцию. И в мае-июне мы зафиксировали значительно меньше антисемитских или близких к ним высказываний в заметных СМИ. 

Тем не менее, они не исчезли из масс-медиа, в том числе и с федеральных телеканалов. Как и в предыдущие месяцы, антисемитские коннотации возникают именно во время обсуждения ситуации в Украине. 

Именно так произошло, например, в эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» от 23 мая 2014 года. 

Ведущий, комментируя ситуацию вокруг предпринимателя и руководителя Объединенной еврейской общины Украины Игоря Коломойского, обвинил украинских «олигархов - евреев по национальности, которые на Украине формируют этот фашистский режим». Гость программы Александр Проханов в ответ на это повторил уже высказанный им ранее в эфире тезис, что евреи «накликают второй Холокост». 

Как и предыдущие подобные высказывания, данный диалог не получил, похоже, должной оценки со стороны руководства телеканала. 

Украинскими событиями было вызвано и весьма сомнительное высказывание одного из представителей российской оппозиции – писателя Дмитрия Быкова. В программе «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы» он назвал самопровозглашенную Донецкую республику «российским Израилем», а донецких ополченцев сравнил с «пассионарной частью» еврейского общества, когда «энергичная и не очень умная, в данном случае, часть нации романтическая выделяется в диаспору. И начинает самоутверждаться на чужой территории». В контексте выступления Быкова такое рассуждение означало сравнение деятельности еврейской «диаспоры» с мятежом. 

Глава Российского еврейского конгресса Юрий Каннер отметил некорректность такого сравнения и в другом аспекте: «Израиль – это не блажь романтичных авантюристов, а убежище. И он никак не может быть оправданием нынешним республиканским боевым формированиям на Украине». 


Правоприменительная практика 

На протяжении последних нескольких лет доля антисемитской пропаганды остается довольно высокой в потоке радикальной пропаганды ненависти, по крайней мере если судить по правоприменению в этой сфере. 

Приводим данные о количестве осужденных за пропаганду (речь идет о применении статей 280 и 282 УК РФ) в целом и осужденных за пропаганду антисемитизма в частности (некоторые из выделенных в эту категорию осужденных возбуждали ненависть именно к евреям, другие лишь включали их в свой список объектов вражды). Нельзя не отметить, что большая часть осужденных понесла наказание за пропаганду в интернете. 

 2012 2013 2014 (январь-июнь)
Осужденные за пропаганду108 147 62
Осужденные за пропаганду антисемитизма, не менее 12 16 9
Осужденные за пропаганду антисемитизма в интернете, не менее 10 15 9


Оговорка «не менее» в таблице возникает из-за того, что не всегда мы располагаем информацией, за какие именно высказывания был осужден тот или иной человек.
 
Как видим, масштаб уголовного преследования пропаганды ненависти в целом возрастает. Трудно замерить количественно саму пропаганду ненависти, но столь бурного роста все же нет, то есть речь идет именно об активизации полиции в этом направлении. Думается, то же самое можно сказать, в частности, и об антисемитизме и его преследовании. 

Можно еще отметить, что эта активизация в наибольшей степени относится к высказываниям в интернете. Статья Наталии Юдиной об этом скоро выйдет в сборнике, который готовит Центр «Сова», и в этой статье подсчитаны доли приговоров «за интернет» - они достигают в 2013 году 77%. Но применительно к антисемитской пропаганде мы видим, что в 2013 году почти все, а в первой половине этого года – просто все приговоры были вынесены именно «за интернет».

В мае-июне 2014 года за пропаганду антисемитизма были осуждены два человека. 

Житель Костомукши, опубликовавший антисемитское высказывание в одной из соцсетей, были признан виновным по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти) и приговорен к году исправительных работ. 

По этой же статье осужден житель Владимира, публиковавший в сети «ВКонтакте» видеоролики, содержащие оскорбительные высказывания в адрес евреев и пропагандирующие нацизм. Он оштрафован на 60 тыс. рублей. 

А некий житель Костромы был признан виновным в административном правонарушении - по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование символики, сходной с нацистской символикой до степени смешения) и ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов). За публикацию «ВКонтакте» антисемитской листовки, включенной в Федеральный список экстремистских материалов, он оштрафован на две тысячи рублей.