Проявления антисемитизма в России в 2013 году

Проявления антисемитизма в России в 2013 году

Акты насилия 

Расистское насилие является серьезной проблемой в России. Если, по данным Центра «Сова», с 2009 по 2012 гг. уровень насилия снижался, то в 2013 году можно констатировать, что снова наметился его рост. По предварительным данным на начало января, жертвами насилия, мотивированного этнической и религиозной враждой и ультраправой идеологией, стали в 2012 году 210 человек (из них 19 убиты), а в 2013 году – 198 (из них 20 убиты), но цифры за 2013 год продолжают расти по мере сбора информации. 

Насильственные преступления ненависти, направленные против евреев, достаточно редки и становятся, насколько мы можем судить, все реже: если в 2009 году мы знали о 4 потерпевших, в 2010 и 2011 - по 3, в 2012 уже не знали ни одного, а в 2013 - не менее 2 пострадавших. Основные объекты нападений – выходцы из Центральной Азии, с Кавказа, из иных восточных стран и т.п. Но антисемитская идеология не исчезает из репертуара ультраправых группировок, поэтому сохраняется и риск антисемитских нападений с их стороны. 

Таблица 1

Год

2009

2010

2011

2012

2013

Общее количество потерпевших от преступлений ненависти

541

468

244

212

206

Количество потерпевших от явно антисемитских нападений

4

3

3

0

2

В ночь на 13 сентября 2013 года группа ультраправых напала на компанию еврейской молодежи в подмосковной электричке. Нападение произошло в канун Йом Кипура перед станцией Красково Казанской железной дороги (то есть неподалеку от известной синагоги в Московской области). Двое пассажиров, надев маски, стали избивать не говорящих по-русски молодых людей в кипах. По свидетельству очевидцев, били электрошокерами или короткими дубинками. После этого нападавшие выскочили из вагона и уже на платформе демонстрировали нацистский салют и кричали «Хайль Гитлер! Холокост!». Количество потерпевших в точности неизвестно. Виновные не найдены. 

Существует риск нападений также со стороны некоторых групп радикальных исламистов. 25 июля в Дербенте было совершено покушение на раввина Овадью Исакова. Неизвестный выстрелил в раввина, когда тот вышел из машины возле своего дома, и ранил его в грудь. Сам раввин Овадья считает, что нападение произошло на почве религиозной ненависти. Это покушение вызвало значительный резонанс в обществе, и не только в Дагестане. В сентябре в ходе антитеррористической операции в Дагестане был ликвидирован боевик, по утверждению правоохранительных органов, причастный к организации этого покушения. Но само нападение, тем самым, не расследовано, и трудно наверняка сказать, каков был его мотив. 

Отметим, что в 2000-е годы нападения на евреев происходили преимущественно в ситуации бытового конфликта. Но в последние годы мы видим, что антисемитские нападения возвращаются в «репертуар» национал-радикальных групп. Антисемитизм вписывается этими группами в контекст более широкой этнической ксенофобии; для примера упомянем запись, которую оставил на своей странице один из пользователей сети «ВКонтакте» (наказание за нее он понес уже в 2014 году): «Бей жидов – не станет чурок». 

Кроме того, о первом из упомянутых нападений стало известно лишь благодаря блогосфере – в СМИ сообщение об этом не попало. Можно предположить, что в течение года могли происходить и другие нападения, о которых общественности так и не стало известно. 


Акты вандализма 

Уровень идеологически мотивированного вандализма в 2013 году немного снизился: по данным Центра «Сова» на начало января – 70 эпизодов протии 95 в 2012 году и 94 в 2011 году; это снижение произошло за счет уменьшения числа специфически неонацистских акций, а не атак против религиозных или этнически определяемых объектов. 

Уровень антисемитского вандализма снижался несколько лет подряд: 2009 – 22 эпизода, 2010 – 15, 2011 – 14, 2012 – 8. Но в 2013 году было зафиксировано 10 таких эпизодов, так что приходится говорить, что тенденция к снижению активности вандалов-антисемитов также прервалась. 

Таблица 2

Год

2009

2010

2011

2012

2013

Общее количество актов вандализма по мотиву ненависти

180

178

94

95

69

Общее количество актов вандализма против еврейских объектов

22

15

14

8

10


В ночь на 15 февраля 2013 года неизвестные напали на здание Ульяновской еврейской общины. Не сумев проникнуть в здание, злоумышленники осквернили фасад общинного центра, повредили вывеску, разбили светильник-менору. 

9 марта двое злоумышленников бросили камень и бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью в здание Пермского еврейского общинного центра. В результате нападения в здании было разбито окно, в одной из комнат выгорела часть пола. Охраннику удалось потушить пожар, пострадавших нет. Нападению предшествовало появление в местных СМИ нескольких статей, направленных против шествия по случаю внесения нового свитка Торы. 

19 июня 52-летняя жительница Смоленска забросала елочными шарами с черной краской стену местной синагоги. Здание было испачкано. По данным полиции, женщина страдает психическим расстройством. 

22 июня (то есть в день нападения нацистской Германии на СССР) на одном из праворадикальных сайтов появился видеоролик со сценой поджога «элитного еврейского ресторана Solomon», сопровождавшегося антисемитскими надписями. Ответственность за съемку ролика взяла на себя ультраправая группа «Sparrows Crew» из Екатеринбурга, известная публикацией видеороликов с расистскими нападениями.
7 октября в Екатеринбурге были повреждены окна в здании синагоги. Перед этим находившиеся в здании люди слышали хлопки. Члены общины полагают, что синагога была обстреляна, видимо, из травматического оружия. Прибывшие по вызову сотрудники полиции подтвердили наличие сколов на окнах. 

Еврейский культурный центр Сыктывкара в течение года подвергался нападению вандалов дважды – 9 мая (в день победы над нацистской Германией) и 10 октября. В обоих случаях неизвестные рисовали на стене здания свастики. В октябре к этому была добавлена надпись «Смерть жидам». Предположительно, это могли сделать члены националистической организации «Рубеж Севера».
Эта же организация, по-видимому, причастна еще к двум актам вандализма, произошедшим в 2013 году в Республике Коми. 22 октября и 9 ноября в городе Печора вандалы опрокинули плиту, установленную на месте будущего памятника заключенным ГУЛАГа, строившим мост через реку Печора в 1938-45 гг. В выбитом на плите тексте упоминался отбывавший в печорском лагере срок Менахем Бегин, позднее ставший премьер-министром Израиля. 

В обоих случаях информация об актах вандализма раньше всего появлялась на сайте местной газеты «Красное знамя», совладельцем которой является лидер националистического движения «Рубеж севера» Алексей Колегов. Авторы сообщений подчеркивали, что в установке плиты участвовала еврейская национально-культурная автономия, и упрекали местных чиновников в неоправданных тратах бюджетных средств. 

В конце ноября в Санкт-Петербурге люди, называющие себя казаками, исписали здание Малого драматического театра в Петербурге оскорбительными надписями и подбросили ко входу свиную голову. Таким образом они протестовали против проведения «Зимнего фестиваля» и, в частности, показа спектакля берлинского театра «Шаубюне» «Смерть в Венеции», по мнению казаков, пропагандирующего гомосексуализм. Они написали руководителю театра Льву Додину письмо, где пообещали повторить акцию и подбросить к театру еще свиных голов. Содержание надписей на здании не разглашалось, но наличие свиной головы позволяет говорить не только о гомофобном, но и об антисемитском характере акции. 

Свиную голову прикрепили и к зданию еврейского общинного центра в Краснодаре 20 декабря. Помимо этого, вандалы написали: «Счастливого Ту би-Швата, еврейские свиньи» (надпись сделана по-английски) и оставили другие антисемитские надписи.
Кроме того, следует отметить еще два акта вандализма по отношению к православным объектам, где также были нанесены антисемитские надписи. В июне неизвестные изрубили деревянный поклонный крест на Ново-Ольговском городище Рязанской области. На обломках креста были обнаружены свастика и антисемитские граффити. В августе злоумышленники бросили бутылку с зажигательной смесью в здание храма святого Петра, митрополита Московского на проспекте Стачек в Петербурге. Ответственность за случившееся взяла на себя неонацистская группировка NS/WP «Невоград», объяснившая акт вандализма желанием «очистить славянскую землю от христианско-жидовской чумы». 

Преступления такого рода расследуются обычно плохо. Пока рано говорить, будут ли расследованы перечисленные эпизоды. Но уже можно констатировать, что в 2012 году было вынесено три приговора за вандализм, включавший в том числе и антисемитские мотивы, а в 2013 году таких приговоров не было вовсе. 


Публичные антисемитские выступления 

Антисемитские высказывания политических деятелей – к счастью, явление в современной России довольно редкое. Тем не менее, одно такое заявление в 2013 году мы зафиксировали. 

В декабре глава парламента Чечни Дукувахат Абдурахманов отреагировал на высказанное в телеэфире ксенофобное предложение лидера ЛДПР Владимира Жириновского ограничить рождаемость на Кавказе ради борьбы с терроризмом явным антисемитским намеком. Чеченский спикер задался вопросом, может ли Жириновский выступать «от имени русского народа, когда у русских - от Донского до Путина, Гагарина, Жукова — столько исторических личностей у русского народа, зачем он должен защищать русский народ?» 

Антисемитские комментарии интернет-пользователей к различным публикациям (не обязательно посвященных еврейской тематике) и в социальных сетях составляют основную массу публичных антисемитских высказываний. Подсчитать такого рода реплики не представляется возможным, так как они давно стали обычной и массовой реакцией определенной части пользователей на самые разные события и публикации. 

Мы также не ставили перед собой задачу отмечать антисемитские пассажи в идеологических изданиях, для которых антисемитизм является частью их идейной платформы и влияет почти исключительно на их уже индоктринированную аудиторию. 

Совсем другой эффект вызвала вышедшая в мае 2013 года статья на сайте одной из самых популярных газет, «Комсомольской правды», имеющей, вместе с приложениями, тираж 3 млн экземпляров. Автор статьи Ульяна Скойбеда выразила сожаление, что «из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров». Высказывание журналистки вызвало широкий общественный резонанс, а также санкции со стороны властей. Роскомнадзор вынес сайту газеты предупреждение о недопустимости нарушения законодательства. Один из чиновников, заместитель мэра Москвы, Леонид Печатников, после инцидента публично отказался дать интервью корреспонденту «Комсомолки». 

30 октября Ульяне Скойбеде была присуждена «Серебряная калоша» - антипремия радиостанции «Серебряный дождь» за самые сомнительные достижения в области шоу-бизнеса. «Комсомольской правде» был вручен приз в номинации «Нетерпимость года».
Тем не менее, этой реакции оказалось недостаточно для изменения редакционной политики. Комментируя эти события, газета вновь допустила антисемитские высказывания. В посвященной получению «Серебряной калоши» статье говорится, что газета и дальше собирается демонстрировать нетерпимость «к глупости, пошлости и всяким цинично беспамятным бергам и гозманам, не помнящим родства. Так что можете готовить еще один приз». 

Комментируя публикации «Комсомолки», президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер отметил, что они – «не редакционный ляп, это бренд»: У.Скойбеда – «журналистка, сотрудница уважаемого и популярного издания, член журналистского сообщества. Еще недавно в этом сообществе было стыдно выражать свои людоедские взгляды. Еще недавно ни один редактор не позволил бы ей это сделать – по крайне мере на страницах своего издания. Теперь – не стыдно и не запретно. И это беда – не только евреев, КП и журналистского сообщества. Это беда нашего общества». 

Одним из резонансных событий 2013 года стал пересмотр дела Ильи Фарбера – московского художника и сельского учителя, приговоренного за взяточничество к лишению свободы в колонии строгого режима. Первый процесс по делу Фарбера в 2012 году ознаменовался риторическим вопросом государственного обвинителя: «Может ли человек по фамилии Фарбер бесплатно помогать деревне?». В опубликованном тогда комментарии Российского еврейского конгресса отмечалось, что «ни фамилия, ни происхождение, ни даже образ жизни, если он не создает опасность или неудобства окружающим, не могут быть сами по себе основанием для подозрений в преступлении, ни отягчающими обстоятельствами при его совершении. Как и оправданием». 

Никто из участников повторного процесса 2013 года не допускал антисемитских высказываний, однако И.Фарбер по-прежнему воспринимался многими наблюдателями как пострадавший от антисемитизма. 1 августа художник вновь был приговорен к лишению свободы – на этот раз к 7 годам и 1 месяцу, а уже 31 декабря Московский районный суд Твери удовлетворил прошение И.Фарбера об условно-досрочном освобождении. Его выход на свободу в январе 2014 года сопровождался шквалом комментариев. Большинство комментаторов были возмущены, главным образом, «перформансом» И.Фарбера, растоптавшего офицерские знаки отличия перед зданием тюрьмы, и многие комментаторы, включая упомянутую выше У.Скойбеду, сочли нужным подчеркнуть при этом, что Фарбер - еврей, или хотя бы намекнуть на это. 

В апреле губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил заменить текст Дины Рубиной, использовавшийся в рамках общественной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант», на текст российского журналиста Василия Пескова. Хотя сам губернатор мотивировал неприятие Дины Рубиной тем, что она использует в своих книгах ненормативную лексику, в последующем обсуждении многие журналисты и общественные деятели делали акцент уже на происхождении Рубиной, в частности, Максим Шевченко, выступая в эфире «Эха Москвы», назвал Дину Рубину «нацистской писательницей», проповедующей «идеи расизма». 

Президент Российского еврейского конгресса обратился в правоохранительные органы с просьбой расследовать действия ульяновских чиновников, так как считает «следствием молчания властей после антисемитского скандала вокруг акции «Тотальный диктант»» не только появление подобных комментариев, но и ряд произошедших в 2013 году актов вандализма. 

Антисемитские книги легко найти в популярных книжных магазинах, но обычно они все же теряются среди прочей книжной продукции. На видном месте книготорговцы выставляют лишь наиболее популярные конспирологические книги, среди которых, конечно, попадаются и антисемитские, включая «Протоколы сионских мудрецов». 

А вот на книжных ярмарках издатели подобной литературы могут представить ее в более концентрированном виде, что и можно было наблюдать в марте на XVI национальной выставке-ярмарке «Книги России» и в сентябре на XXVI Международной книжной выставке-ярмарке в Москве, проходивших на ВВЦ. В частности, продавались книги Н.Левашова, Б.Миронова, лидера «Союза русского народа» Л.Ивашова, автора ряда трудов о «жидомасонском заговоре» О.Платонова, главного редактора газеты «Русский вестник» А. Сенина, «Близ есть при дверех» С. Нилуса, «Международное тайное правительство» черносотенца начала ХХ в. В.Шмакова. Кроме того, на ММКВЯ был продемонстрирован документальный фильм, посвященный автору ряда антисемитских романов советского периода И. Шевцову. 

Антисемитские высказывания распространялись и без помощи СМИ и книжных прилавков. В январе на стене Еврейского общинного центра Абакана была обнаружена антисемитская листовка. Листовка была написана от имени «Фашистского союза Сибири» и «Хакасской национально-социалистической партии» и призывала представителей общины явиться на вокзал с вещами. Кроме того, на листовке было изображение свастики. В центре «Сова» отмечают, что упомянутые в тексте листовки ультраправые организации, вероятнее всего, не существуют. 

В конце ноября во Владимире неизвестные раздавали прохожим антисемитские листовки. В тексте содержались как расхожие антисемитские штампы (о 80% евреев в правительстве, об участии организации «Бейтар» в столкновениях октября 1993 года), так и недовольство актуальными событиями, например, установкой на Площади революции в Москве меноры по случаю Хануки. 

Проявления антисемитизма в деятельности крупнейших религиозных организаций традиционно привлекают повышенное внимание. В октябре священник Духосошественского кафедрального собора Саратова Андрей Евстигнеев во время крещения девочки выразил недовольство ее мирским именем – Мира. По мнению батюшки, родителям не следовало выбирать «жидовское» имя для ребенка. Реакция со стороны правящего архиерея была адекватной: священник был запрещен в служении на два месяца, а по истечении этого срока переведен из кафедрального собора в обычный городской храм. 

Примечательно, что участники «русского марша» в Воронеже решили материально поддержать упомянутого саратовского священника и провели сбор средств в его пользу. 


Правоприменительная практика 

Большинство антисемитских выступлений не влекут за собой наказания. Разумеется, как правило, они и не должны вызывать реакцию правоохранительных органов ввиду малой общественной опасности этих выступлений, но нельзя не заметить некоторой непоследовательности в правоприменении. 

Деятельность СМИ в интересующем нас смысле контролирует Роскомнадзор. В 2013 году он вынес четыре предупреждения за публикации с более или менее антисемитским содержанием. 

В июне 2013 года газета «Своими именами» - преемница закрытых по решению суда изданий «К барьеру» и «Дуэль» - опубликовала статью М.М. Жасимова «С думой о будущем», имеющую выраженный антисемитский характер. В сентябре Роскомнадзор внес в адрес редакции и учредителя газеты предупреждение о недопустимости нарушения закона. До этого Роскомнадзор выносил в 2013 году предупреждения той же газете за опубликованное в январе открытое письмо президенту Путину, в котором тоже не обошлось без антисемитских оборотов, и за републикацию в апреле фрагментов из «Протоколов сионских мудрецов». 

Все три предупреждения газете «Своими именами» и за нашумевший подзаголовок статьи Ульяны Скойбеды (см. выше) мы считаем вполне правомерными, но трудно предположить, что за год в СМИ больше не нашлось проявлений антисемитизма. 

Из года в год нарастает количество уголовных приговоров, вынесенных по статьям 280 и 282 УК за пропаганду ненависти. Если в 2010-12 гг. выносилось примерно по 80-90 таких приговоров в год против 100-120 человек, то за 2013 год Центру «Сова» на начало января известно 150 приговоров против 154 человек. Не все эти приговоры вынесены правомерно, а многие правомерные вынесены за малозначительные выступления, которые могли бы и не быть поводом для уголовного дела. Но, так или иначе, эта динамика обозначает рост внимания правоохранительных органов именно к пропагандистской активности. 

Как минимум 16 приговоров в 2013 году были вынесены полностью или частично за пропаганду антисемитизма. Из них в 7 случаях публикации были направлены именно против евреев, в остальных случаях речь шла о ксенофобных материалах по отношению не только к евреям, но и к другим группам. 

Например, в ноябре 34-летний житель Магадана был признан виновным по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти) за публикацию фотографии с призывами к нападениям на евреев. Суд приговорил его к 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства. А в декабре учащийся ПТУ Ижевска, признанный виновным по той же статье, был приговорен к 80 часам обязательных работ за то, что в мае опубликовал антисемитские фотографии на странице «ВКонтакте» еврейской воскресной школы. 

К сожалению, из общей массы приговоров о пропаганде сложно вычленить именно приговоры за антисемитскую пропаганду. Центру «Сова» примерно в половине случаев неизвестно, за распространение каких именно ксенофобных материалов наказаны осужденные. Не исключено, что какая-то часть этих приговоров также вынесена за антисемитские публикации. 


Заключение 

Роль антисемитизма в современной России явно стала менее заметной, чем в те времена, когда он был основным содержанием националистической пропаганды, и тем более в те, когда существовал государственный антисемитизм. Но мы видим, что антисемитизм не исчезает из идеологии всех националистических и фундаменталистских течений в России. Более того, перестав быть их «визитной карточкой», антисемитизм превращается для всех, кто в той или иной степени подвержен влиянию этих течений, чем-то вроде уже усвоенного знания об истории и об обществе. Мы видим это в распространенности антисемитских мотивов в популярных псевдоисторических книгах или фильмах, в том, с какой легкостью можно намекать читателям на «еврейскую тему» даже не в собственно антисемитских изданиях. 

Антисемитизм, тем самым, продолжает играть роль одного из фундаментальных элементов в любом мировоззрении, связанном с этнической или религиозной ксенофобией. Уровень такой ксенофобии в 2013 году, согласно данным Левада-центра, заметно вырос. Следовательно, антисемитизм остается одним из важных явлений общественной жизни и, увы, можно даже сказать, что его значимость нарастает по мере того, как становятся сильнее эти ксенофобные тенденции в обществе. 

Такой антисемитизм необязательно выражается в насильственных акциях. А те насильственные действия, которые мы фиксируем, носят преимущественно символический характер: нападение на синагогу – скорее акт пропаганды для преступников, чем акт насилия. Впрочем, и символическое насилие может оказываться реально опасным, если речь идет о поджоге или о нападении на едущих в синагогу евреев.
В предыдущие годы мы могли говорить о снижении уровня антисемитского насилия и вандализма. Но, к сожалению, в 2013 году явно прервалась тенденция к снижению уровня ксенофобного насилия в целом, а с ней - и тенденция к снижению числа насильственных проявлений антисемитизма. 

Таким образом, мы видим, что динамика антисемитизма, при всей его специфичности, вписывается в общую динамику этно-религиозной ксенофобии. И эта динамика внушает серьезные опасения.