Будут ссориться, мириться, группироваться…

В декабрьском номере журнала "Лехаим" было опубликовано интервью с директором центра "Сова" Александром Верховским о событиях в Бирюлево. Републикуем текст интервью.


Афанасий Мамедов В России слово «погром», хотим мы того или нет, ассоциируется с еврейскими погромами. Как все-таки квалифицировать события в Бирюлеве и как быть евреям, у которых память о подобных событиях — мета на генетическом уровне?

Александр Верховский Следствие квалифицирует события в Бирюлеве как хулиганство. Массовые беспорядки — более серьезная юридическая квалификация: это когда некие действия сопровождаются разрушением имущества, стычками с полицией и так далее. Этому определению, вообще-то говоря, события в Бирюлеве вполне соответствуют. А вот соответствуют ли они понятию «погром», по примеру, скажем, кишиневского погрома? Очевидно, нет. «Погром» — это все-таки из области разговорного, просто у нас это слово шире используется. Сравнивать бирюлевские события с историческими еврейскими погромами нельзя. Что касается того, пора ли бояться евреям… Вероятно, уже пора, хотя страсти направлены не на евреев, однако бывали случаи нападения и на еврейские объекты. Рисование свастики на стене явление досадное, спору нет, но это еще не трагедия, а вот, скажем, бросание взрывпакетов, петард и не только тоже вполне возможно. У людей, которые были движущей силой событий в Бирюлеве, антисемитизм стоит не на первом месте, но, несомненно, присутствует.

АМ К вопросу о визовом режиме и разговорам вокруг него. Подтверждают ли массовые беспорядки в Бирюлеве и последовавшие за ними события, что ни одна из постсоветских республик не хочет сегодня относиться к России как к «старшему брату» и шанс на превращение СНГ в подобие содружества бывших британских колоний наша страна уже упустила?

АВ Отношения типа Британского содружества держатся не на наличии или отсутствии расизма, хотя и это важно, а в первую очередь на наличии каких-то существенных связей. По ряду причин бывшие африканские колонии Британии заинтересованы в тесном сотрудничестве с Соединенным королевством, заинтересованы не все граждане, но многие, в основном средний и верхний слои. Собственно говоря, точно так же устроены взаимоотношения России с бывшими республиками СССР. В тех республиках, в которых местная элита ориентируется на Россию, и граждане ориентируются на Россию по каким-то своим соображениям. Тот же Таджикистан, к примеру. А вот Туркменистан может себе позволить Россию игнорировать, что он и делает, и это никак не зависит от того, что происходит на московских улицах, будет ли введен визовый режим или нет (с Туркменистаном он давно введен).

АМ Много писали и говорили о том, как ловили Орхана Зейналова, как доставляли его на вертолете, чтобы он взглянул в глаза начальнику МВД Колокольцеву, — что это, мол, наш отечественный «Голливуд». Вы тоже так считаете?

АВ Силовым структурам нужны подобные пиар-акции. Конечно, это было немножко смешно из-за явного перебора, но сама акция по большому счету была оправдана. Только много было несообразного: зачем-то показали, как при задержании Зейналову наступает на разные части тела куча собровцев. Могли скрутить без этой жестокости или хотя бы не показывать ее. Зачем было предъявлять Зейналова министру МВД в его кабинете с вывернутыми за спину руками? Выглядело это чрезмерно брутально. Было ощущение, что правоохранительные органы хотят продемонстрировать не только свою эффективность, что хорошо и с чем трудно поспорить, но и жестокость, которую демонстрировать было совсем не обязательно, — и так все прекрасно знают, на что способна наша полиция. Антиэмигрантская кампания, длящаяся в течение всего года, мне кажется, сильно изменила представление москвичей, что вообще можно и чего нельзя делать. Раньше, я полагаю, жители Бирюлева не радовались бы разгрому торгового центра, постарались бы поскорее уйти с этого места.

АМ 4 ноября в Москве и других городах России прошел очередной «Русский марш». В чем его отличие от предыдущих, повлияли ли на него события в Бирюлеве? И каково теперь националистам без их главного лидера — Навального, который нынче «не тут, не там, а неизвестно где»?

АВ Нынешний марш и количественно, и по своему составу практически не отличается от того, что проходил два года назад. В прошлом году «марширующих» было меньше, скорее всего, это было связано с внутренним кризисом в националистическом движении. На последний, наверное, отчасти повлияли события в Бирюлеве. Но по-прежнему на эти марши не идут обычные граждане — только члены радикальных группировок. Сколько их было раньше, столько и сегодня. По нашим подсчетам, в «Русском марше» в Москве в этом году было максимум 6,5 тыс. человек — это в основном, и чуть более полутысячи в двух альтернативных. Количество городов, в которых проходило это действо, тоже прежнее. Националистические группировки на уровне своего политического представительства не смогли сыграть на событиях в Бирюлеве. Что касается Навального, он всегда был на «Русском марше» «инородным телом». Участвовал много раз, но его роль там равнялась нулю: почти все участники настроены к нему враждебно. Думаю, именно поэтому Навальный не участвовал ни в прошлом году, ни в этом. Навальный — совсем не лидер националистов. Собственные сторонники Навального, как правило, не разделяют его националистических взглядов, а те, что разделяют и являются сторонниками, настолько малочисленны и немобильны, что их невозможно даже повести за собой на марш. Нынешнее отсутствие Навального на «Русском марше» никак не повлияет на его политическое будущее. Гадать не берусь, но тот факт, что от него отмежевывается часть нынешней оппозиции, еще ни о чем не говорит, все может несколько раз перемениться. Будут ссориться, мириться, разными способами группироваться.