Националисты строят партии

Весь прошедший 2011 год проходил для ультраправых под знаком политической демаргинализации - они пытались выйти на новый уровень. Политическая активность националистов в последнее время, в том числе и на протестных митингах, была вполне заметна, а их лидеры определились со стратегией и занялись партстроительством. Тем более что, если верить опросам, националистический тренд сейчас востребован в обществе.

19 марта Константин Крылов объявил о грядущей 24 марта учредительной конференции его новой «Российской национально-демократической партии» (РНДП; рабочее название - «Гражданская платформа»). В политсовет новой организации предлагалось пригласить Егора Холмогорова и Павла Святенкова, в наблюдательный совет - Алексея Навального, Владимира Милова и Сергея Жаворонкова (исключен из движения «Солидарность»).

Параллельно развивается и проект профессора МГИМО Валерия Соловья по созданию партии «Новая сила», в которую сознательно не привлекают людей, так или иначе замешанных в насилии.

Отношения между этими проектами пока неясны. Но «Русский гражданский союз» они разделили надвое: Александр Храмов и Антон Сусов присоединились к Крылову, а Дмитрий Феоктистов примкнул к Соловью.

Объединение «Русские» (Александр Белов, Дмитрий Демушкин) также пытается не отстать от единомышленников и 19 марта тоже заявило о намерении создать свою политическую партию, которую они позиционируют как самую большую националистическую партию в стране. И действительно, последние несколько месяцев «Русские» активно занималась созданием своих региональных отделений, которые пока что не проявляют какой-либо заметной активности. Помимо этого, «Русские» пытаются провести объединительную акцию, чтобы познакомить потенциальных сторонников.

Пока все это партстроительство происходит на уровне декларативных заявлений. Удастся ли кому-то в итоге создать партию и уж тем более зарегистрировать ее - очень большой вопрос. Внутренние конфликты в среде русских националистов не прекращаются, а организационные способности у лидеров хромают. Да и кадровая проблема никуда не девается. Валерий Соловей, который пытался создать свою партию «с новыми лицами», честно признается в нехватке активистов, склонных к обычной политической жизни, а не к радикальным действиям.

У партии Крылова тоже немного перспектив по привлечению электората. На митинги, которые Крылов и Тор пытаются организовать сами по себе (без «Русских»), приходит немного народу. Не помогает даже присутствие на них популярного блогера Алексея Навального, который, конечно, является националистом и не скрывает своих взглядов, но популярен он вовсе не этим. И идти за ним под националистическими лозунгами готовы далеко не все его сторонники.

Если партии Крылова и Соловья практически идентичны и представляют умеренное направление русского национализма, то движение «Русские» является куда более радикальным. Обычные избиратели за ними не пойдут, так как не готовы ассоциировать себя со столь радикальными деятелями.

Разумеется, люди с националистическими взглядами имеют право на свою партию, и пусть уж лучше они действуют в легальном пространстве. Тем более что легально они уже существуют и мы их регулярно видим, в том числе в СМИ. Но политический потенциал нынешних националистов не слишком велик.

Я думаю, что рано или поздно националистам удастся зарегистрировать какую-либо партию по образцу европейских ультраправых партий и сам факт превращения движения из маргинального течения в партию придаст им другой статус. Но скорее это произойдет не раньше чем через несколько лет. Сейчас для этого у них слишком мало предпосылок.