О приговоре "НСО-Север"

Начнем с простого. "НСО-Север" была районным отделением НСО, их в Москве было несколько. Некоторые из этих районных отделений практически ничем не отличились, а вот "НСО-Север", как мы видим по приговору, очень даже отличилась. Их преступления описывались неоднократно, нет смысла об этом сейчас отдельно говорить. Но, похоже, даже по меркам НСО, которая не была мирной организацией, "НСО-Север" все-таки выделялась количеством преступлений.

Трудно сказать, какое это окажет влияние на развитие неонацистского движения. Думаю, что двоякое, как всегда бывает в таких случаях. Вот сегодня с утра уже были новости про то, что в какую-то синагогу бросили что-то взрывчатое и в какую-то прокуратуру – в разных концах Москвы. Возможно, это такая символическая месть за приговор. То есть понятно, что какую-то часть мобилизованной радикальной молодежи это только раззадоривает.

Но кого-то, кто еще недостаточно влился в ряды, это, может, все-таки отпугнет – приговоры-то тяжелые. Хотя трудно сказать, это никогда нельзя понять до конца. Тем более что, хотя процесс был закрытым и журналистов пустили только на приговор, по репортажам видно (и все это подчеркивают), что обвиняемые держались бодро, выкрикивали лозунги, вообще демонстрировали отсутствие раскаяния и сожаления.

Собственно, дело даже не в том, что они демонстрировали, а в том, что именно это широко известно публике о процессе, так что в некотором роде они продемонстрировали такой позитивный пример для националистической части молодежи. Имидж «белых героев» выдержан вполне.

Суд был военный, закрытый. Один из подсудимых дезертир, так что было формальное основание, некая зацепка, чтобы перевести это в военный суд. А насчет закрытости – были пожелания со стороны потерпевших и родственников потерпевших, потому что они опасались за свою безопасность. В общем, как мы знаем, эти опасения не лишены оснований. Но, возможно, были какие-то и другие причины. Потому что опасаться за свою безопасность потерпевшие могли во многих случаях, но суд закрывают не так часто.

Такие жесткие приговоры неонацистским группировкам приводят к снижению уровня уличного насилия, это безусловно. Мы отмечаем такую тенденцию, по нашим данным, это снижение довольно заметно. Скажем, если брать максимальный пик расистски мотивированного насилия, то в 2008 году наш центр насчитал 116 убитых, в 2009-м уже 84, в 2010-м – 37. Это снижение, и еще какое. К сожалению, не видно такого же резкого снижения по суммарному числу потерпевших. Но это и означает, что количество наиболее решительно настроенных бойцов уменьшается. Все-таки убить морально тяжелее и рискованнее. Убийства всегда расследуются тщательнее, чем все остальное.

Спад насилия в большой степени обеспечивается Москвой, которая, к сожалению, всегда в лидерах по расистскому насилию. И количество арестованных и осужденных именно в Москве очень велико. Собственно, это специфика московской полиции - во многих других местах этим, в общем-то, практически не занимаются.