Январь 2011. Итоги месяца

В январе 2011 года от расистских и неонацистски мотивированных нападений пострадало не менее 14 человек, из них 3 человека погибли. (По обновленным подсчетам центра «СОВА», в январе 2010 года пострадало не менее 45 человек, из них 4 человека погибли; это, заметим, втрое больше, чем мы писали в аналогичном отчете за январь 2010 года, так что и нынешние цифры, увы, еще неизбежно возрастут).

Насильственные инциденты были зафиксированы в Москве (9 пострадавших, из них 1 погиб), Воронеже (3 пострадавших), Петербурге (1 погибший), Самаре (1 погибший).

По-прежнему, основным объектом нападения являются выходцы из Средней Азии (6 человек, из них 2 погибли).

В январе 2011 года вновь была актуализирована тема неонацистского террора: в середине января в Петербурге заместитель директора агентства журналистских расследований (АЖУР) получил по почте по месту регистрации письмо с угрозами в свой адрес, подписанное «Боевой Организацией Русских Националистов» (БОРН).

В январе было зафиксировано несколько актов вандализма, которые можно было бы расценить как мотивированные ненавистью или неонацистскими идеологическими установками: пострадала мечеть в Тамбове, здание еврейского общинного центра в Санкт-Петербурге, молитвенный дом «Свидетелей Иеговы» в Орске, два «идеологических» объекта (памятники героям Великой отечественной войны в Екатеринбурге и в Нижегородской области), была организована граффити-акция в Москве в районе Белорусского вокзала.

В январе 2011 года было вынесено три обвинительных приговора по делам о расистском насилии, в которых был учтен мотив ненависти. Первый приговор был вынесен в Туле по делу о нападении в июне 2005 года на гражданина Камеруна. Второй - в Протвино (Московская область) по делу лидера местного отделения ДПНИ, которого, помимо прочего, обвиняли в нападении со смертельным исходом летом 2009 года на выходца из Таджикистана. Третий - в Иркутске по делу о нападении в мае 2009 года на велосипедистов. В этих процессах было осуждено семь человек, один из которых был приговорен к 2 годам колонии-поселения, второй к 2,5 годам колонии общего режима, остальные получили условные сроки. (В частности условный срок получил лидер протвинского ДПНИ, который, по словам представителя СКП, полностью признал свою вину и заключил сделку со следствием.)

Кроме того, завершился еще один судебный процесс, в котором ранее фигурировал, хотя и не был учтен в приговоре, мотив ненависти. Речь идет о приговоре по делу об убийстве в ноябре 2009 года гражданина Киргизии в Московской области.

В январе 2011 года было вынесено не менее двух приговоров за ксенофобную пропаганду, в Когалыме (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) и в Набережных Челнах (Татарстан) по ст.282 УК РФ. В этих процессах было осуждено 5 человек (из них трое были приговорены к 1 году колонии поселения, один к обязательным работам, один – условно).

В январе трижды (18, 21 и 23 января) обновлялся Федеральный список экстремистских материалов. В него были добавлены пп. 749-763. Эти обновления включали в себя антисемитские статьи, исламистские тексты, антикавказские видеоролики, материалы Свидетелей Иеговы (см. ниже) и этнографические очерки о малых коренных народах Дальнего Востока с антирусскими комментариями с сайта guraba.net (уже недоступен).

По состоянию на 1 февраля 2011 г. список включает 763 позиции. 4 из них «обнулены», то есть материалы исключены с сохранением нумерации. 32 позиции находятся в списке явно неправомерно, т.к. решения о признании материалов экстремистскими отменены судами высших инстанций и иных решений к настоящему моменту принято не было. 49 позиций дублируют друг друга.

Как и годом ранее, самым заметным событием января в области общественного противодействия ксенофобии стала всероссийская акция памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, проведенная 19 января не менее чем в 23 городах России. В Москве в антифашистском шествии и митинге приняли участие около 500-600 человек.

В области неправомерного применения антиэкстремистского законодательства сохраняются все основные направления злоупотреблений. Особое внимание мы хотим обратить на обыски и возбуждение уголовного дела по факту «распространения националистических книг» в Библиотеке украинской литературы в Москве, на обвинительный приговор за возбуждение ненависти к социальной группе «военных и сотрудников правоохранительных органов» активисткам из Улан-Уде Татьяне Стецуре и Надежде Низовкиной, а также на обнародование до того неизвестной общественности информации о признании экстремистскими новых изданий Свидетелей Иеговы.