Россия частично приняла рекомендации ООН в сфере противодействия ксенофобии и экстремизму

10 июня 2009 г. на пленарном заседании Совета по правам человека ООН завершился процесс рассмотрения отчета России по новой процедуре - Универсальному периодическому обзору. Российские НПО представляли в начале года свои краткие замечания по основным пунктам обзора.

Совет по правам человека ООН представил России в феврале свои рекомендации (полный текст доступен только на английском языке). Россия их по большей части приняла, но некоторые отклонила.

Ниже мы приводим таблицу рекомендаций и ответов России по тем пунктам, которые имеют отношение к темам расизма, ксенофобии и экстремизма. (Рекомендации предлагались не Советом в целом, а отдельными государствами-членами; они указаны в скобках.)


Рекомендация Ответ РФ
18. Пересмотреть соответствующее законодательство, в особенности Федеральные законы "О противодействии терроризму" и "О противодействии экстремистской деятельности", чтобы привести его в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации (Мексика). Федеральные законы по борьбе с терроризмом и экстремизмом соответствуют международным обязательствам Российской Федерации и коренного пересмотра не требуют.
22. Принять дополнительные меры по борьбе с экстремизмом (Турция); прилагать больше усилий в преследовании и пресечении экстремистских преступлений, в противодействии расизму и ксенофобии, в установлении более уважительного и терпимого отношения к культурному многообразию в обществе (Филиппины). Российская Федерация принимает эту рекомендацию.
23. Основать сильную институциональную структуру для борьбы с расизмом и создания в российском обществе атмосферы расовой толерантности (Ирландия); на национальном уровне выработать механизм противодействия проблеме расистского насилия и сбора точной статистики по таким преступлениям (Бельгия); проводить политику повышения сознательности общества и систематически выступать с осуждением расистского и ксенофобного насилия (Бельгия). Борьба с дискриминационными и экстремистскими проявлениями в любой сфере является важной задачей государственной политики, во исполнение которой уже существует сильная институциональная структура в рамках самых различных органов государственной власти, включая органы внутренних дел и прокуратуры, для борьбы с самыми опасными проявлениями дискриминации, экстремизма и расизма. Данная работа ведется в постоянном открытом диалоге с гражданским обществом. Таким образом, данная рекомендация уже реализована на практике и не принимается властями Российской Федерации
24. Продолжать позитивный опыт противодействия расовой дискриминации и нетерпимости (Алжир); обратить внимание на замечание Комитета ООН по противодействию расовой дискриминации, касающееся усиления антидискриминационного законодательства, уделив особое внимание равенству полов, этническим меньшинствам, коренным малочисленным народам и мигрантам вне зависимости от их принадлежности (Мексика); Эффективно применять существующее антирасистское законодательство, предпринять меры структурного характера по борьбе специфически с дискриминацией (Бельгия); внести в законодательство ясное и исчерпывающее определение расовой дискриминации (Новая Зеландия); всесторонне разработать особые программы и принципы борьбы с расистскими нападениями и дискриминацией, уделяя особое внимание уязвимому положению мигрантов (Нидерланды). Российская Федерация принимает эту рекомендацию
25. Уделять особое внимание преступлениям с расистским мотивом и активизировать усилия по борьбе с ними (Корейская республика); интенсифицировать усилия по расследованию расистских нападений (Швейцария), наказанию преступников (Швейцария, Австрия), в рамках реформы системы правосудия принимать долгосрочные меры по преодолению глубинных причин этой проблемы (Швейцария), предпринимать дальнейшие шаги по борьбе с дискриминацией и гарантировать, что виновные в насильственных преступлениях ненависти понесут должное наказание (Норвегия); вести систематический сбор информации о преступлениях на почве расовой ненависти (Австрия). Российская Федерация принимает эту рекомендацию
28. Принять конкретные политические меры и активизировать усилия по искоренению нетерпимости и дискриминации по отношению к гражданам лесбийской, гомосексуальной, бисексуальной, транссексуальной и трансгендерной ориентации (Швеция). Российская Федерация не принимает эту рекомендацию, поскольку в Российской Федерации отсутствует политика дискриминации по признаку сексуальной ориентации
41. Продолжать успешный опыт защиты человеческого достоинства, свободы мысли, свободы совести и вероисповедания (Палестина). Российская Федерация принимает эту рекомендацию
42. Обеспечивать право правозащитников на свободу слова, свободу собраний и ассоциаций, пересмотреть законы об экстремизме и НПО, чтобы привести их в соответствие с международными обязательствами в сфере прав человека, включая Декларацию ООН о правозащитниках (Словакия); изменить антиэкстремистский закон, прояснив определение экстремизма (Нидерланды); продумать пересмотр закона об НПО, приняв во внимание — среди прочего — соображения, высказанные органами ООН. В Российской Федерации создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, в рамках которого, ведется конструктивный диалог с участием представителей неправительственных организаций в целях совершенствования законодательства, регулирующего деятельность НПО, с учетом международных норм и приведения его в соответствие международным стандартам, принимая во внимание рекомендации ООН. Рассматривается возможность изменения законодательства, в котором планируется урегулировать вопросы налогообложения НПО, определения порядка взаимодействия с государственными органами, вопросы информирования гражданского общества о деятельности НПО, проведение гражданского контроля. Таким образом, власти Российской Федерации принимают и на практике исполняют данную рекомендацию.

Российская Федерация (строго говоря - МИД РФ) приняла большинство рекомендаций, выдвинутых членами Совета по правам человека, но, как видно, из таблицы по тематике расизма и дискриминации доля принятых рекомендаций была ниже среднего.

В частности, огорчает, что МИД считает систему сбора данных о преступлениях ненависти и институты противодействия последним достаточными (п.23). Хотя необходимость особых программ противодействия расистским преступлениям при этом отвергнута не была (п.24), как и важность сбора данных (п.25).

Рекомендацию привести антиэкстремистское законодательство в соответствие со своими международными обязательствами РФ отвергла, но предложение изменить тот же закон, "прояснив определение экстремизма" приняла (см. п. 42). Как надо интерпретировать эти видимые противоречия официальной позиции, мы, возможно, со временем поймем.

Утверждение, что в России "отсутствует политика дискриминации по признаку сексуальной ориентации" можно понять только в том смысле, что нет такой официальной политики и прямой дискриминации в законе. Но тогда это утверждение не является ответом на соответствующую рекомендацию.

Радует, что Россия признала необходимость специального антидискриминационного законодательства (п.24), хотя в ходе дискуссии в Совете официальная делегация настаивала на том, что все соответствующие законы в стране уже есть.

Также радует, что признана необходимость принимать меры в защиту свободы совести (кстати, Палестина оказалась единственным членом Совета, который дал такую рекомендацию).