Мы публикуем выступление представителя Центра "СОВА" на круглом столе "Противодействие антисемитизму: основные тенденции и вызовы в регионе ОБСЕ", прошедшем в Вене 17 марта 2009 года.
Проявления антисемитизма в России и противодействие ему со стороны государства
Проявления антисемитизма
Антисемитизм является идеологической основной для многих радикальных националистических групп в России, но не является доминирующим проявлением ксенофобии.
В частности, евреи довольно редко становятся объектом непосредственного насилия просто потому, что их, как правило, трудно выделить в толпе. Так, по данным мониторинга Центра "СОВА", в 2004 году по расистским мотивами избили 3 евреев, в 2005-м — 4, в 2006-м — тоже 4, но еще 9 человек пострадали при нападении на синагогу в Москве. Этот эпизод следовало считать изолированным, а не показателем тенденции. Пик насилия против евреев пришелся на 2007 год. Тогда в результате 9 инцидентов пострадало не менее 13 человек. Подобный всплеск насилия против евреев произошел без всяких видимых причин и также необъяснимо вернулся к прежнему показателю. В 2008 году по расистским мотивам пострадали 5 евреев или людей, работавших в еврейских религиозных организациях.
Зато антисемитский вандализм является доминирующим видом вандализма в России. Позитивный факт - количество и доля таких акций снижается второй год подряд. Так, в 2006 году нами было отмечено 36 актов вандализма, имеющих ярко выраженный антисемитский характер, в том числе - против еврейских объектов , в 2007 году - 30, в 2008 году - 24, а в целом активность националистически мотивированных вандалов в России не снижается (в среднем 80-90 инцидентов в год).
После того, как в начале 2005 года 19 депутатов парламента подписали открытое письмо с требованием закрыть все еврейские организации в России, антисемитизм в публичном политическом дискурсе почти не проявлялся. Некоторые из этих 19 депутатов были переизбраны в новый состав Думы по спискам КПРФ и "Справедливой России", но публичных заявлений антисемитского характера они не делают. Во время избирательных кампаний 2007 и 2008 годов антисемитская риторика использовалась в агитации КПРФ и ЛДПР, но мало .
Не было в последние три года и крупных скандалов, связанных с антисемитскими публикациями в респектабельной прессе.
Зато традиционным является ежегодный скандал, связанный с участием в международной книжной ярмарке в Москве издательств, публикующих и литературу ярко выраженного антисемитского характера.
В 90-е годы все заметные организации русских националистов были явно антисемитскими. Большинство таких организаций антисемитскими и остаются. И пропаганда антисемитизма радикальными группами ведется очень активно. В конце 2007-начале 2008 года в ультраправой среде велась оживленная дискуссия по поводу якобы еврейского происхождения Дмитрия Медведева.
С 2002 года появилось и быстро стало приобретать популярность Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), агитировавшее против мигрантов, и не прибегавшее к антисемитизму. Однако эта тенденция продержалась недолго. Со второй половины 2006 года ДПНИ стало активно использовать публичную антисемитскую риторику.
Противодействие антисемитизму
На протяжении последних нескольких лет противодействие антисемитизму в России заметно улучшилось. Если еще в 2004-2006 годах пропаганда антисемитизма оставалась практически безнаказанной, то в 2007-2008 году антисемитизм стал одним из самых преследуемых видов пропаганды ненависти.
Не всегда точно известно, за какие именно материалы были вынесены обвинительные приговоры по ст.282 Уголовного кодекса, относящейся к пропаганде ненависти. Однако с уверенностью можно говорить о том, что в 2007-2008 годах не менее 22 из 70 обвинительных приговоров были вынесены именно за антисемитизм. В частности, в 2008 году обвинительным приговором завершился суд над людьми, избившими руководителей ивановской еврейской общины в 2007 году. Именно за антисемитские лозунги в 2008 году в России к уголовной ответственности были впервые привлечены спортивные фанаты (до этого фанатов за расистские лозунги не наказывали.
Правда, необходимо отметить, что по-прежнему остается высоким количество условных приговоров без дополнительного наказания: из 22 вышеупомянутых приговоров - 9. Мы убеждены, что условное наказание само по себе не может остановить убежденного расиста, в том числе - антисемита. Конечно, лишение свободы - это лишь крайняя мера наказания за hate speech, но есть и другие, предусмотренные законом, - штрафы и ограничения на профессиональную деятельность.
Основные ультраправые идеологи, активно пропагандирующие антисемитизм по-прежнему остаются безнаказанными. Многих не привлекают к ответственности, другие же успешно затягивают следствие и так избегают наказания. Так, в 2008 году из-за истечения срока давности избежал наказания бывший министр печати России Борис Миронов. Явно затягивает расследование уголовного дела лидер Движения против нелегальной иммиграции Александр Белов, которого преследуют именно за антисемитское выступление в ноябре 2007 года. Его срок давности истекает в ноябре 2009 г.
В течение нескольких лет в России было запрещено несколько радикальных групп, идеология которых базировалась преимущественно на антисемитских мифах. Так, только в 2006-2008 гг. были запрещены две неоязыческих группы (в Краснодаре и Астрахани) и рязанское отделение Русского национального единства. По российскому законодательству, продолжение деятельности запрещенной группы может повлечь за собой уголовное преследование активистов. И один из процессов - в Омске - за руководство деятельностью запрещенной ранее организацией уже начался.
В 2007 году начал публиковаться список экстремистских материалов. Это материалы запрещенные решением суда для массового распространения в России. К концу февраля 2009 года в этот список включено 318 наименований материалов. Как минимум пятую часть из них составляют материалы антисемитского характера.
Рекомендации
Для ОБСЕ:
Подготовить перевод на официальные языки ОБСЕ и опубликовать руководящие принципы для НПО по противодействию преступлениям ненависти (включая антисемитизм).
Для государств — членов ОБСЕ:
Страны, имеющие законодательство, позволяющее преследовать пропаганду ненависти, должны сосредоточиться на преследовании идеологов основных антисемитских групп и тех, кто систематически практикует пропаганду ненависти.
В статистике преступлений ненависти следует отмечать тип мотива (антисемитский, антииммигрантский и т.д. и т.п.).
Для гражданского общества:
Активизировать противодействие проявлениям антисемитизма, от кого бы они ни исходили. Основное внимание необходимо сосредоточить не только на маргинальных антисемитских группах, но на действиях людей, представляющих государство.