Позиция правозащитной конференции 5 июля по проблемам расизма, ксенофобии и свободы совести

Всероссийская конференция "Права человека в России в год ее председательства в "Большой Восьмерке" и Комитете Министров Совета Европы" 5 июля, организованная при участии "СОВЫ", приняла обращение к лидерам стран "Большой Восьмерки".

К обращению прилагается довольно обширный текст: "Краткое описание проблем в области прав человека в России и рекомендации по изменению ситуации", охватывающий очень широкий круг проблем (см. полный текст здесь в формате Word).

Мы здесь воспроизводим только те разделы, которые имеют прямое отношение к темам к функционирования религии в обществе, также ксенофобии и противодействия ей:


Ксенофобия и насилие на расовой почве, обеспечение свободы совести

Российская правовая система не имеет эффективных механизмов противодействия дискриминации. Органы государственной власти во многих случаях сами дискриминируют по этническому признаку определенные категории населения (цыган, чеченцев вне Чечни, ряд этнических групп Краснодарского края). Серьезную проблему составляют дискриминационное обращение правоохранительных органов с этническими меньшинствами и иностранцами и широко распространенное расово избирательное обращение со стороны милиции.

Подъем массовой этнической ксенофобии подпитывает политические этнонационалистические движения; на этой основе растет число преступлений на почве ненависти. Националистическая пропаганда становится более открытой, расистское насилие растет количественно, расширяется географически и становится более жестоким. С другой стороны, почти полная безнаказанность националистической пропаганды и явно недостаточные меры по пресечению расистского насилия приводят ко все большей легитимации этнонационализма в массовом сознании.

Неэффективность государства в противостоянии этой поистине катастрофической тенденции объясняется не недостаточной жесткостью законов, но скорее - некомпетентностью, а нередко и попустительством правоохранительных органов. Нельзя уже сказать, что государство не обращает внимания на проблему роста этнорелигиозной ксенофобии. Но во все большей степени представители власти всех уровней стремятся использовать эту проблему для решения совершенно другой задачи - дальнейшего ограничения гражданских прав и свобод. Такая подмена цели дискредитирует начатую антифашистскую кампанию и не позволяет эффективно противодействовать общественно опасным формам ксенофобии.

Зато использование антиэкстремистской и антифашистской риторики и законодательства против независимых СМИ, гражданских и политических активистов демократического толка грозит превратиться чуть ли не в главный инструмент давления власти на общество.

В сфере свободы совести мы отмечаем нарушение прав религиозных групп, определяемых властями как "нетрадиционные". В большинстве регионов местные власти препятствуют деятельности религиозных организаций: не соблюдается принцип правового равенства религиозных объединений, ограничивается свобода богослужебной и миссионерской деятельности приходов Римско-католической церкви, протестантских деноминаций и других конфессий; наибольшие трудности возникают при реализации права общин на владение и пользование имуществом. Против "нетрадиционных" религиозных групп осуществляются пропагандистские компании в СМИ, зачастую сопровождающиеся распространением недостоверной информации и тенденциозным изложением фактов. Насаждение неправового разделения религий на "традиционные и нетрадиционные" способствует росту ксенофобии на религиозной почве. Вызывает озабоченность рост насилия и актов вандализма на почве религиозной нетерпимости.


Рекомендации:

Мы поддерживаем программу, выдвинутую Российским антифашистским фронтом, учрежденным 22 июня 2006 г., и считаем, что:

- российские власти должны прислушаться к неоднократно повторенным рекомендациям по противодействию расизму, ксенофобии и дискриминации, касающимся сферы правоприменения, образования, масс-медиа и т.д.;

- российские власти должны признать существование этнической дискриминации в России и способствовать эффективному применению существующего антидискриминационного законодательства;

- российские власти должны незамедлительно инициировать разработку антидискриминационного законодательства с обязательным участием экспертов из правозащитных организаций;

- российские власти должны ратифицировать антидискриминационные международные документы, в том числе 12-й Дополнительный протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающий введение ответственности государственных служащих за дискриминацию;

- необходимо немедленно отказаться от идеи и практики расширения и ужесточения антиэкстремистского законодательства. Даже ныне действующий закон "О противодействии экстремистской деятельности" невозможно и не нужно применять во всей его репрессивной полноте. В ситуации широкого подъема ксенофобных настроений предпочтительно сосредоточиться на пресечении и наказании наиболее опасных деяний: насильственных акций, призывов к насилию и дискриминации, направленных на это организационных действий;

- руководству страны следует четко и последовательно выступить против применения антиэкстремистского законодательства не по назначению - против активистов гражданского общества и независимых СМИ.

Мы считаем, что партнеры России по "Большой восьмерке" должны не только поддерживать готовность российских властей противодействовать расизму и дискриминации, но также добиваться приведения российского законодательства и практики в этой сфере в соответствие с международными обязательствами России - как в части запрета различных форм дискриминации, так и в части обеспечения гарантий защиты гражданских свобод при осуществлении мер противодействия расистскому насилию и пропаганде ненависти.


Преследования мусульман и борьба с терроризмом

Начиная с осени 2004 г. в России под предлогом борьбы с "исламским экстремизмом и терроризмом" развернута кампания фабрикации уголовных дел против представителей различных течений в исламе. Такие дела фабрикуются не только в нестабильных регионах Северного Кавказа, но и в Центральной России, в Поволжье и Сибири. При этом в нарушение международных обязательств РФ изложение российскими мусульманами своих взглядов об общественном устройстве или хранение религиозной литературы нередко рассматриваются как уголовное преступление.

Серьезную озабоченность вызывает ряд положений антитеррористического и антиэкстремистского законодательства, принятого в последние годы. В частности, нечеткое определение таких понятий как "вовлечение" или "содействие" терроризму и экстремизму позволяет применять уголовные репрессии в отношении больших групп верующих, а также любых лиц, критикующих незаконные действия антитеррористических подразделений или официальную позицию в области борьбы с терроризмом. Нынешний порядок признания тех или иных организаций террористическими не соответствует международным обязательствам РФ в области прав человека, поскольку оппоненты правительства не только лишены возможности участия в судебных слушаниях, но даже фактически не могут ни ознакомиться с текстом решения, ни эффективно обжаловать его в суде.

Весьма тревожным кажется полное нежелание российских властей обеспечить эффективное расследование случаев похищений или незаконного вывоза в Узбекистан граждан этой страны, проживающих на территории РФ, для придания их суду по обвинению в исламском экстремизме.


Рекомендации:

Партнерам России по "большой восьмерке" следует добиваться, чтобы антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство РФ было приведено в соответствии с международными обязательствами нашей страны в области прав человека. Судебные решения по делам о т.н. "исламском экстремизме", вынесенные на основе этих законов, также должны быть изучены в плане соответствия вышеуказанным обязательствам. Сотрудничество со спецслужбами других государств должно быть введено в рамки закона.