А.Верховский. Понятие "экстремизм" угрожающе расширяется

28 июня 2006 г. Государственная Дума приняла в первом чтении поправку к закону "О противодействии экстремистской деятельности", расширяющую определение понятия "экстремизм" и, соответственно, круг действий, подпадающих под весьма жесткие санкции этого закона. (В поддержку законопроекта голосовали фракции "Единая Россия" и ЛДПР, против — КПРФ, "Родина" и "Народная воля — СЕПР".)

Второе чтение по законопроекту, по нашим данным, состоится уже 5 июля. Если это так, налицо явное нарушение законного порядка прохождения законопроектов, выдающее чью-то особую заинтересованность в нем.

Ниже в тексте измененной ст.1 закона курсивом выделены внесенные дополнения. Часть этих дополнений мало что меняет, во всяком случае - на первый взгляд, в сложившейся практике. Де-факто закон применяется обычно не в случаях насильственных действий, целый ряд которых добавлен в определение, а в случаях действий скорее пропагандистского характера.

Следует обратить внимание на две новации.
Первая - в определение включена клевета на чиновников, связанная с обвинением в экстремизме либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Клевета - уголовное преступление и, в сущности, должна определяться судом в соответствующем уголовном процессе. Но рассматриваемый закон - не уголовный, и весьма вероятно, что факт наличия клеветы будет устанавливаться в административном судопроизводстве против организации или издания. Тем самым фактически могут оказаться запрещены публичные обвинения чиновников в коррупции (как правило, это тяжкое преступление), в покровительстве националистам и много еще в чем.

Вторая - запрет не только призывов к экстремистской деятельности, но даже оправдания таковой. В сочетании со все расширяющимся определением это означает, что экстремизмом будет считаться оправдание акций гражданского неповиновения (например, сейчас в московском Южном Бутово) или оправдание священнослужителя, настаивающего на какой-либо "исключительности" адептов своей религии.

Стоит повторить, что речь идет не об уголовном законе. Ответственность будут нести организации и СМИ, причем по процедурам, весьма облегчающим их ликвидацию. Так что принятые в первом чтении поправки в первую очередь ограничивают не свободу действий, а свободу высказываний, и ограничивают явно чрезмерно.

Перед вторым чтением по такому законопроекту необходима широкая и серьезная дискуссия. Нет никакого оправдания столь поспешным действиям, ограничивающим гражданские свободы.



Федеральный закон
О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"

Статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3031) изложить в следующей редакции:

"Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, соединенные с насилием или угрозой его применения;

публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;

применение насилия в отношении представителя государственной власти, либо угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;

создание печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности. Автор указанных материалов (произведений), признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке
;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, распространение материалов или информации, побуждающих к осуществлению указанной деятельности, которые обосновывают либо оправдывают совершение деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально - технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально - технических средств;

экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал - социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.".

Президент Российской Федерации.




Пояснительная записка
О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремисткой деятельности"

В последние годы одной из важнейших проблем российского общества стали различные проявления экстремизма и ксенофобии. Анализ указанных проблем показывает, что одной из причин этого являются наличие пробелов в законодательном регулировании данной сферы общественных отношений.

Так, пользуясь пробелами в законодательстве, фактически стала возможной публичная деятельность лиц (в том числе в средствах массовой информации и в международной сети "Интернет"), которые напрямую не призывают к осуществлению экстремистской деятельности, но в завуалированной форме побуждают к ее осуществлению или допускают возможность осуществления экстремистской деятельности. При этом авторы подобных материалов, а также лица причастные к изготовлению таких материалов не признаются лицами, осуществлявшими экстремистскую деятельность, и практически не могут быть привлечены к ответственности за указанные деяния.

Представляется, что имеющийся в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" набор признаков экстремизма уже не в полной мере соответствует новым угрозам и вызовам, которые встают перед государством и обществом в настоящее время.

В этой связи авторами законопроекта предлагается следующее.

Установить новые общественно-опасные деяния в качестве признаков экстремистской деятельности:

воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, соединенные с насилием или угрозой его применения;

публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, содержащих признаки экстремистской деятельности либо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;

применение насилия в отношении представителя государственной власти, либо угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;

создание печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности. При этом автор указанных материалов, признается лицом, осуществлявшим экстремистскую деятельность, и несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Установить, что экстремизмом является не только прямой призыв к осуществлению экстремистской деятельности, но и публичные призывы или выступления, которые побуждают к осуществлению экстремистской деятельности или которые допускают возможность осуществления экстремистской деятельности.

Предлагаемый проект федерального закона не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, поэтому по нему заключения Правительства Российской Федерации не требуется.

Проект федерального закона внесен по вопросам, относящимся к предметам исключительного ведения Российской Федерации (п. "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Ссылки на данную статью [8]