О ситуации в российском интернете и возможностях решения существующих проблем.

В России количество сайтов, в той или иной форме распространяющих этническую, расовую и религиозную ненависть и рознь (hate speech, язык вражды), увеличивается год от года. Сайты эти многообразны по своей политической ориентации, конфессиональной принадлежности, степени радикализма своих текстов и лозунгов, интеллектуальности наполнения. Соответственно, этот сектор русского интернета все лучше удовлетворяет интерес не только тех пользователей, кто сам разделяет такие взгляды, но и тех, кто просто интересуется затрагиваемыми на хейт-сайтах темами.

В России не существует специального законодательного регулирования интернета, хотя сейчас подобные законопроекты как раз готовятся в парламенте. Отсутствие специальных норм чаще всего понимается как отсутствие запретов, хотя общие запреты на hate speech распространяются на любое публичное высказывание. Поэтому ликвидация сайтов, распространяющих hate speech, производится не систематически и не в силу закона, а эпизодически и решениями хостинг-провайдеров - по доброй воле или по настоятельной просьбе правоохранительных органов. Это делается со временем все чаще, но новые сайты возникают или возрождаются еще чаще.

Отсутствие систематического давления на такие сайты позволяет им размещаться на российских серверах. Из около 190 зарегистрированных Центром "СОВА" на начало июня 2004 г. сайтов около 80% расположены в России и менее 20% в США и Канаде, причем в этой оценке доля российского хостинга кажется скорее заниженной.

Такая ситуация воспринимается антифашистской общественностью как аномальная, но до сих пор общественное противодействие сводилось к эпизодическим, и от этого малоэффективным, усилиям по информированию хостинг-провайдеров или к хакерским атакам.

Нет сомнений, что государство могло бы более эффективно ограничить распространение hate speech в интернете. Но в России и в других государствах, где слабы демократические институты и традиции, существует большой риск злоупотребления государством любыми полученными репрессивными возможностями, особенно в том, что относится к свободе слова. Поэтому нам представляется, что не следует наделять государство новыми функциями контроля и репрессии, а следует побуждать его к более эффективному использованию уже существующих средств.

Применительно к интернету вполне могут действовать разработанные в России нормы. Во-первых, это регулирование СМИ - для тех сайтов, которые сами регистрируются как СМИ. Во-вторых, это уголовное наказание за пропаганду ненависти. В-третьих, административные санкции за пропаганду нацистской символики и некоторые другие действия. Пока ни одна из этих норм в России к интернету не применялась, рано говорить, что они недостаточны.

Но более активную деятельность должна вести и общественность. При планировании такой деятельности следует исходить из следующих соображений:

- невозможно без недопустимого утеснения свободы слова исключить для пропагандистов ненависти возможность создавать свои сайты;

- невозможно при тех же условиях исключить возможность для заинтересованного пользователя найти эти сайты;

- но можно систематическим давлением создавать сложности для создателей таких сайтов, заставлять их переносить сайты с места на место;

- и можно уменьшить вероятность попадания на хейт-сайт обычного пользователя, просто заинтересовавшегося тем или иным вопросом из области истории, этнологии, религии и т.д.

Для достижения этих целей необходимо развернуть систематическую деятельность в следующих направлениях:

- отслеживание хейт-сайтов;

- контакты с хостинг-провайдерами с целью удаления этих сайтов;

- создание специальной дискуссионной среды, включающей хостинг-провайдеров, по проблеме ненависти в интернете, с целью морального стимулирования последних на отсечение недопустимого контента;

- работа с организациями, поддерживающими каталоги и поисковые системы, с целью разработки методов оттеснения хейт-сайтов с первых мест в выдаче этих систем и предоставления пользователю по его запросу разнообразных ресурсов, не включающих hate speech. См. "Кампания социальной рекламы против экстремизма и ксенофобии".

Эти действия должны предприниматься быстро, поскольку проблема hate speech в русском интернете становится все более острой, но и осторожно, поскольку не следует создавать дополнительных угроз свободе слова.

Ссылки на данную статью [1]