Новости по теме

Михаил Родионов: Мы упустили момент, когда активизировался вирус экстремизма

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

20 апреля 2005 г. газета "Аргументы и Факты - Санкт-Петербург" опубликовала интервью с профессором Санкт-Петербургского университета МВД, полковником милиции в отставке Михаилом Родионовым, специалистом по проблемам ксенофобии и экстремизма.

Михаил Родионов считает, что причина пассивности российских правоохранительных органов в пресечении именно расистских преступлений банальна: подобными преступлениями "просто никому не хочется заниматься: это слишком хлопотная работа, легче все списать на простое хулиганство. Никто не хочет связываться с экспертизами, находить специалистов".

Сегодня государство сильно, если не сказать катастрофически, отстает в своих реакциях на проявления национал-экстремизма: "Мы действовали как страусы, прячущие головы в песок, пока дело не дошло до катастрофических проявлений. Вирус экстремизма присутствует в любом обществе — чаще всего в дремлющем состоянии. Мы пропустили момент, когда этот вирус активизировался, и теперь он распространяется все шире".

М.Родионов достаточно критично относится к существующему на сегодняшний день "антиэкстремисткому" законодательству, считая, что единственный плюс подобного закона "в том, что он есть. И там прописано, что с экстремистской деятельностью надо бороться".

Между тем противодействие ксенофобии затрудняется не только экономическими и социальными проблемами, существующими в современном российском обществе (нищета ряда регионов, миграция и т.п.), но и тем, что "в органах государственной власти очень много сочувствующих националистическим идеям, и экстремистские организации делают все возможное, чтобы иметь там своих представителей". Более того, в отличие от государства, радикальные этнонационалистические группировки типа РНЕ, ННП и т. д. активно работают с молодежью. Немаловажен и стиль общения - примитивные популистские лозунги, используемые профашистски настроенными группировками легко усваиваются несформировавшейся личностью подростка.

М.Родионов отмечает, что в последнее время задачей подобных организаций "стало создание в глазах общественности "благопристойного" имиджа: мол, они патриоты, националисты со знаком "плюс", которым "за державу обидно". Кстати, фашизм в Германии начинался именно с таких постулатов", - напоминает он.

Говоря о возможности противостояния росту преступлений на почве расовой, национальной ненависти, М.Родионов призывает и использовать западный (особенно западноевропейский) опыт, с его четко разработанными законодательными нормами в отношении и насильственных преступлений и пропаганды нацистских идей. Кроме того. Он подчеркивает, что в отличие от Запада, в России в принципе отсутствует система взаимодействия милиции с неправительственными общественными организациями, которые занимаются проблемами национальных и других меньшинств. Более того, в милиции существует предубеждение к общественным организациям. "А ведь следует учесть, что между населением и милицией уже возникла пропасть, и некоторые жертвы напрямую с представителями охраны правопорядка вообще работать не будут. У нас очень часто все благие дела осуществляются в виде разовых кампаний. Но все это пожарные меры, а нужна систематическая работа", - завершает М.Родионов свое интервью.

Ссылки на данную статью [1]