Новости по теме

Кто заинтересован в обострении межэтнических отношений в России и спадает ли активность скинхедского движения?

9 ноября 2004 г. на портале "ГлобалРус" было опубликовано интервью с экспертом по молодежным движениям Сергеем Кузнецовым, посвященное проблемам скинхедского движения в России и росту ксенофобии в обществе в целом.

По мнению С.Кузнецова, скинхеды в России, конечно, есть, однако их численность сильно преувеличена СМИ: "Число и количество хоть сколько-нибудь организованных молодежных групп нацистского толка сильно преувеличено. То есть скинхеды - это миф, часто необоснованно, а иногда и с умыслом раздуваемый СМИ, но скинхеды - это и реальность, которая может быть весьма опасной, если ситуацию запустить. И это очень важно понимать и разделять".

Кроме того, по мнению эксперта, на сегодняшний день скинхеды гораздо менее активны, нежели это было несколько лет назад: "Могу с уверенностью сказать: рост радикальных националистических настроений в молодежной среде идет на убыль. Организованные группы, как я уже сказал, остаются, но они уже не столь многочисленны, а главное, чем дальше, тем более маргинальны среди сверстников".

Причин изменения ситуации С.Кузнецов видит несколько. Во-первых, несмотря на критику, часто вполне заслуженную, сыграла свою роль деятельность правоохранительных органов: "Когда тебя регулярно задерживают только из-за внешнего вида, напоминающего вид скинхеда, волей-неволей задумаешься, а нужна ли тебе вся эта крутизна. Параллельно работали с лидерами группировок и вообще с теми, кто у них вызывает уважение, и многие группы, оставшись без лидеров, распались".

Во-вторых, страна постепенно выходит из кризиса, и одновременно происходит адаптация к ситуации стабильности: "За два года произошла некоторая социальная адаптация к стабильности, и в подростковой среде социально направленная агрессия пошла на спад".

В-третьих, изменилась ситуация с объектом агрессии, который для скинхедов и вообще молодежных группировок был сфокусирован на понятии "кавказец". Рост экономического благосостояния населения с одной стороны и постепенная социальная адаптация мигрантов с Кавказа в условиях мегаполиса нивелирует подростковую агрессию, да и бытовую ксенофобию в целом: "В 90-е "кавказцы" были самыми заметными для обывателей действующими лицами. Кавказцы и бандиты. ... Но постепенно и тут начало многое меняться. Кавказцы в достаточной степени ассимилировались и разошлись по своим нишам. Они уже не везде, они в определенных местах. Возьмем те же рынки. В 90-х они были средоточием жизни российского обывателя, но теперь он ходит в "Пятерочку", "Копеечку", "Перекресток", ездит в "Ашан", и ему, в общем, нечего делить с "кавказцем". Даже наоборот - шаурма дешевле, вкуснее и сытнее сетевых фаст-фудов, и обыватель сам заинтересован в том, чтобы в его районе были кавказцы, которые готовят эту шаурму, продают зелень, фрукты и овощи (в овощных ларьках продают парниковые помидоры, а чтобы купить настоящие - грунтовые, надо найти азербайджанского торговца)" .

В целом же С.Кузнецов считает, что необходимо четко разделять проблему скинхедов и проблему межэтнических отношений в России в целом: "Сегодня скинхеды - маргинальные группировки, скорее не националистического толка, а расистского. ... Их враги сегодня - негры, вьетнамцы, возможно, китайцы. Для правоохранительных органов это все еще большая проблема, но именно криминальная, а не общественная.

Что же касается межнациональных отношений, то если не слишком пренебрегать миграционными законами и не пускать дело совсем на самотек, то острота проблемы в ближайшие годы будет спадать. Другое дело, что не всем хочется, чтобы она спадала. Разные политические и общественные силы заинтересованы в поддержании межнациональной напряженности. И если обществу удастся нейтрализовать их усилия, очень многое само собой встанет на место"
.

Противоположной точки зрения придерживаются эксперты Александр Тарасов и Вячеслав Лихачев, которые рассматривают скинхедов не как организованное движение, а как сложившуюся молодежную субкультуру.

Александр Тарасов считает, что именно сейчас Россию накрывает вторая волна скинхедского террора. Связано это с тем, что "мода на фашизм", ранее отмеченная лишь в крупнейших мегаполисах, докатилась до провинции. Причем несколько ранее, чем это ожидали эксперты: "По всем расчетам ученых, второй всплеск скинхедовского движения должен был начаться в России после 2005 года. Однако все произошло гораздо раньше, и уже сегодня эта вторая волна накатила на страну. Причины стоит искать в агрессивной пиар-кампании, развернутой два с половиной года назад, накануне принятия Думой закона о противодействии экстремистской деятельности". По мнению А.Тарасова, на сегодняшний день в России насчитывается до 50 тысяч скинхедов, а в ближайшие годы эта цифра может вырасти до 80 тысяч.

Вячеслав Лихачев отмечает, что отсутствие четкой структуры и массовой организации, это "нормальный механизм функционирования молодежной субкультуры" и "основная масса скинхедов - это слабо организованные небольшие группы в 15-20 человек, которые быстро формируются по месту учебы или жительства и быстро распадаются". Безусловно, существуют организованные группы, численностью порядка сотни человек, имеющих структуру и лидера. Однако они не представляют и малой части скинхедов.

Комментарий: Мы, со своей стороны, также не разделяем точку зрения С.Кузнецова. По данным статистики, которую ведет наш центр, и которая далеко не полна, только за десять месяцев 2004 г. количество убийств и избиений, имеющих характерные признаки скинхедских нападений, более чем вдвое превышает показатели всего 2003 г.