Новости по теме

"У нас в стране ксенофобии нет"

Убийство 13 октября в Петербурге вьетнамского студента и отрицание расистских мотивов этого преступления стали поводом для обсуждения проблемы этнической и религиозной нетерпимости на радио "Свобода".

Александр Винников, член группы по правам национальных меньшинств, считает, что отрицание расистских мотивов подобных преступлений - советская традиция, убеждение чиновников, "что если не говорить о том, что у нас в стране есть фашизм, то его как бы и нет, его как бы и не будет". Демонстративное отрицание этого, однако, дает обратный эффект. Не пресекая подобные проявления, власти только способствуют росту активности неонацистских группировок, которые в Петербурге действуют даже не с развала СССР, а с гораздо более раннего периода.

Городским, да и федеральным властям, выгодно "не замечать" неофашистов еще и потому, что этническая нетерпимость канализует растущее социальное недовольство, т.е. напрямую отводит угрозу от этих властей. Да и политически наличие неофашистов властям выгодно: "Нацисты и фашисты выполняют у нас в современной России, да и в Советском Союзе выполняли, роль такой явно отрицательной, негативной альтернативы. Она должна быть. С ней нужно все время бороться, но ее нельзя уничтожать окончательно. Они должны быть для того, чтобы в любом случае те русские националисты, которые сейчас у власти реально, я имею в виду партию "Родина" и так далее, чтобы они могли сказать: "Мы не эти. Это экстремисты, а мы нет. Мы хорошие". Вот такую функцию они выполняют.

Вообще говоря, еще в начале 20 века и сейчас эти крайние националисты рассматривались властями, бюрократией, я имею в виду, как некая альтернатива либералам. Все время пытаются либералов с националистами противопоставить, столкнуть, сказать, что и те, и другие крайние, а мы хорошие, мы по серединке"
.