После событий в Беслане 1-3 сентября 2004 г. в России усилилась дискриминация кавказцев.
Приводим подборку случаев:
4 сентября 2004 г. 43-летняя Ася Хадаева заметила машину с затемненными стеклами, уходя на работу в 7:30 утра. Когда они с дочерью шли к автобусной остановке, машина следовала за ними. После того как автобус c женщинами отъехал, около 30 мужчин ворвались в ее дом через двери и окна. На некоторых из них были маски и камуфляж, у других были гранаты и автоматы.
Трех детей-подростков заставили лечь на пол лицами вниз и накрыть головы одеялами. К голове 15-летнего Магомеда Хадаева приставили пистолет. Пятилетнюю Амину Хадаеву вытащили из-под кровати и заставили стоять на коленях рядом с другими детьми, пока в доме шел обыск.
По словам Рамзана Хадаева, мужчины представились как сотрудники разных российских спецслужб, включая ФСБ. Они находились в доме несколько часов. Некоторые из них приехали в продуктовый магазин, где работают родители детей и брат Хадаевой, и допросили всех троих.
"Один из них сказал нам: "Вы должны уехать из Москвы, это не ваш дом. Они сказали, что мы чеченцы, а значит, террористы", - заявила А.Хадаева.
16 сентября 2004 г. российская прокуратура предъявила чеченцу, известному под именем Нурпаши Кулаева, обвинение в захвате заложников.
В Москве в первые две недели сентября 2004 г. милицией было задержано десятки чеченцев; 16 сентября 2004 г. было проверено 20 человек, ремонтирующих школы в области. Все они отпущены.
По словам правозащитников, милиция чаще других нарушала права человека, когда речь идет о кавказцах.
"Они получили от властей указания проверять всех кавказцев, мужчин и женщин. Они относятся ко всем кавказцам как к потенциальным террористам".
Фатима Дудаева приехала из Грозного к сестре в Москву. Ей было отказано в регистрации. Дудаеву остановил милиционер, потребовавший от нее доказательств, что на ней нет пояса шахида. Он потребовал дать ему 500 рублей (около 25 долларов), чтобы избежать задержания.
"Они ищут чеченский след во всем, что плохо. Когда в Москве снова что-нибудь случится, очередной теракт, лучше будет вернуться в Чечню, несмотря на войну, и оставаться там, пока здесь не станет спокойнее", - заявила Дудаева.