Новости по теме

Принят в первом чтении законопроект об ограничении переводов в другие колонии «причастных к экстремизму» и иностранцев

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

Права на перевод в колонию ближе к дому могут лишить всех иностранцев, а также тех заключенных, которых поставили на «экстремистский учет».

16 сентября 2025 года депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект об изменении ст. 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК). Поправки посвящены ограничению права лиц, которых считают причастными к экстремистской деятельности, а также иностранцев, просить о переводе в исправительные учреждения, расположенные ближе к месту жительства родственников.

Законопроект разработал Минюст России. 3 июня 2025 года стало известно, что его одобрила правительственная комиссия. 9 июня правительство внесло его на рассмотрение в нижнюю палату парламента, а 12 сентября комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять поправки.

В настоящее время, согласно ч. 4 ст. 73 УК, место отбывания наказания органы ФСИН определяют по своему усмотрению — вне зависимости от места жительства заключенного — для осужденных по целому ряду статей, в том числе экстремистской и террористической направленности; всех осужденных при особо опасном рецидиве; всех приговоренных к пожизненному лишению свободы или к смертной казни с заменой на пожизненный срок; а также осужденных, «в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим <...> соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых».

При этом права подать заявление о переводе ближе к дому такие заключенные и их родственники не лишены.

Законопроект дополняет этот перечень осужденными, относительно которых есть информация о «приверженности идеологии экстремизма», а также всеми осужденными иностранными гражданами и лицами без гражданства.

А в ч. 2.1 ст. 73 УИК предлагается указать, что все такие заключенные вообще не подлежат переводу в места лишения свободы, расположенные ближе к месту жительства их родственников.

Как отметил Минюст в пояснительной записке со ссылкой на данные ФСИН, в обращениях заключенных, осужденных в том числе за преступления экстремистской и террористической направленности, о переводе ближе к дому «зачастую в качестве исключительного обстоятельства <...> указывается невозможность поддерживать социально полезные связи во время отбывания наказания в связи с тяжелым материальным положением родственников, состоянием их здоровья». В случаях отказа в переводе заключенные обращаются в суд, и суды удовлетворяют их иски.

Минюст также указал, что в 2023 году и за семь месяцев 2024 года переведены были 305 иностранных граждан, из них 14 — по решению суда; при этом в некоторых колониях строгого режима доля «выходцев из стран Средней Азии достигает 48 % от общего числа осужденных».

При обсуждении законопроекта в правительстве Институт законодательства и сравнительного правоведения (ИЗиСП) критически отозвался о нем. В заключении института указано, что введение ограничения на переводы для иностранцев и лиц «не в полной мере» согласуется с Конституцией. «Выделение группы лиц по признаку их принадлежности к гражданству определенного государства не согласуется с принципом равенства прав и свобод человека», — указали в ИЗиСП, добавив, что Конституционный суд неоднократно указывал на «соблюдение принципа экономии уголовной репрессии», то есть применения лишь необходимых и достаточных мер уголовно-правового реагирования.