Новости по теме

Госдума приняла в первом чтении законопроект о представительствах интернет-компаний в России

Предлагается обязать интернет-компании открывать в России представительства, а за уклонение от соблюдения российских законов применять к ним "меры принуждения" – от антирекламы в поисковой выдаче до полной блокировки через механизмы "суверенного интернета".


1 июня 2021 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об обязании зарубежных интернет-компаний открывать представительства в России. Законопроект внесли в Думу 21 мая депутаты Александр Хинштейн, Сергей Боярский, Максим Кудрявцев, Антон Горелкин и сенатор Алексей Пушков.

Согласно тексту законопроекта, "иностранными лицами", осуществляющими деятельность в интернете на территории России, будут считаться иностранные юридические и физические лица, владеющие сайтами с суточной посещаемостью более 500 тысяч российских пользователей и отвечающие одному из следующих условий:

— на их сайтах распространяется информация на государственном языке России или языках народов России;

— на их сайтах размещается ориентированная на россиян реклама;

— они осуществляют обработку сведений о пользователях из России;

— они получают средства от российских физических или юридических лиц.

Кроме того, к таким "иностранным лицам" будут относиться работающие с россиянами зарубежные хостеры, рекламные сети и иностранные организаторы распространения информации.

"Иностранные лица" должны будут открыть форму для направления обращений российских граждан и организаций, зарегистрировать личный кабинет для взаимодействия с Роскомнадзором и открыть представительство в России. Включать зарубежные ресурсы в перечень "иностранных лиц" и исключать их из перечня будет сам Роскомнадзор.

Законопроект предусматривает широкий спектр "мер понуждения" "иностранных лиц" к исполнению законодательства. В него включены:

1) информирование пользователей поисковых систем о том, что сайт "иностранного лица" нарушает законодательство;

2) запрет на распространение рекламы "иностранного лица" в России;

3) запрет на распространение рекламы на сайте "иностранного лица", в том числе рекламы госорганов, органов местного самоуправления и юрлицам, осуществляющим госзакупки;

4) ограничение денежных переводов денежных средств "иностранному лицу" и приема платежей российских физических и юридических лиц;

5) запрет на поисковую выдачу;

6) запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;

7) частичное ограничение доступа к сайту "иностранного лица" по п. 5.1 ст. 46 закона "О связи" (с использованием механизмов "суверенного интернета");

8) полное ограничение доступа.

Применяться эти меры могут, если "иностранное лицо":

— не выполнит требования об открытии формы обращений, регистрации личного кабинета и открытии представительства (меры 1–4);

— продолжит отказываться от их выполнения в течение месяца (любые меры);

— не будет ограничивать доступ к подлежащим блокировке в России сайтам (меры 1–6);

— не будет хранить персональные данные россиян на территории России (любые меры);

— подлежит санкциям за "цензурирование" российских СМИ и граждан (любые меры);

а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Мы полагаем, что использование подобных внесудебных ограничений, в том числе блокировок, в отношении крупнейших ресурсов интернета, приведет к необоснованным и непропорциональным ограничениям свободы слова. На несоответствие нескольких российских механизмов внесудебных блокировок требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).​

Ссылки на данную статью [8]