Экспертиза по делу о неонацистских граффити в Новгороде Великом

Мы публикуем текст комплексной социогуманитарной экспертизы, представленной обвинением и принятой судом по делу новгородца А.Румянцева, осужденного в июле 2006 г. по ч.1 ст. 282 ("Возбуждение национальной ненависти"). По этическим соображениям из текста изъяты данные экспертов.
В тексте содержится ненормативная лексика.


КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

<***>
21 апреля 2006

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА.

По поручению следователя по особо важным делам прокуратуры Великого Новгорода юриста 2 класса Клячкова Д.Н. нами,
<***>
было произведено комплексное социогуманитарное исследование материалов возбужденного по ч.1 ст.282 УК РФ дела № 9436 в отношении Румянцева А.Н. Постановление о назначении социогуманитарной комплексной экспертизы от 16 марта 2006.

Для исследования были предоставлены протоколы от 11.01.2006 и 7.03.2006 с места осмотра происшествия с фототаблицами

Перед исследователями поставлены вопросы в следующей формулировке:

(1) Содержатся ли в представленных надписях публичные высказывания, направленные на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды?

(2) Имеется ли основание утверждать, что указанные надписи своим содержанием унижают национальное достоинство представителей какой-либо национальности, если да, то каким образом?

(3) Каково содержание и направленность надписей, имеются ли в них элементы пропаганды антисемитизма, национализма, шовинизма?

(4) Использованы ли в представленных надписях специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных оценок, негативных установок и понуждений к действиям против какой-либо нации или расы?

(5) Какую агитационно-пропагандистскую функцию несут указанные надписи?

(6) Имеется ли на надписях нацистская символика, либо символика, сходная с нацистской до степени смешения?

(7) Имеется ли в надписях оскорбительная лексика, содержащая нецензурные выражения?

(8) Имеются ли в представленных надписях угрозы, подстрекательства, к насильственным действиям, либо высказывания, направленные на подрыв доверия и уважения, возбуждения чувства неприязни, вражды или пренебрежения в отношении лиц определенной национальности, расы, вероисповедания?

II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

На предоставленных на исследование фотографиях зафиксированы надписи, сделанные разными почерками, а также рисунки.

Протокол от 11 января 2006 осмотра дома № 1 по ул. Псковской Великого Новгорода.

Фото № 1. "Россия!" Слово Россия написано с использованием т.н. кельтского креста, использовавшегося в нацистской Германии. "SKIN HEAD". Здесь же правозакрученная свастика, а также еще один кельтский крест с тремя не вполне разборчивыми буквами сверху

Фото № 2. "Россия без дерьма". "Рэп - это кал". В слове это буква О также оформлена под кельский крест.

Фото № 3 "Смерть чертям евреям и прочим нерусским паразитам"

Фото № 4 То же, что и фото № 3

Фото № 5 "Чурки, чурки, пидорасы, Мы ебали в жопу вас отъебали кайф поймали вот конец, пиздец настал" Рядом надпись (Холес? Возможно, пытались написать hools), где также буква О стилизована под кельтский крест

Фото № 6 Стилизованный кельтский крест, в углах которого отчетливо видны внизу S и H (первые буквы от Skin Head). Внизу надпись "SKIN`S HEAD`S" (особенности орфографии сохранены)

Фото № 7 Общий план стены с граффити, видно несколько разных свастик и крестов, надписи неразборчивые;

Фото № 8 "Чурок на хуй из России!" Повторение того же лозунга, где буква Х стилизована под свастику "Oi"

Фото № 9. Картинка - стилизованная фигурка человека выкидывает в урну несколько символов: стилизованная А - символ анархистов, звезду Давида, и надпись RAP. Рядом призыв- выкинь мусор, сделай свою страну чище. Сверху цифры - 88.

Фото № 10. "Россия для Русских!" Внизу надпись Red White Go! О также стилизована под кельтский крест.

Фото № 11. "Слава Роду, смерть уроду!"

Фото № 12. "Все чурбаны суки!"

Фото № 13 Лозунг "Будь русским" рядом с картинкой стилизованная фигурка человека выкидывает в урну звезду Давида.

Фото № 14. Граффити, среди которых отчетливо видны изображение стилизованного ботинка в стили "милитари", знака скинхедов, свастика, стилизованная под кельтский крест, трехлучевая свастика с изображением черепа в центре, граффити, изображающая панка с ирокезом, которого стригут ножницы. Видна также надпись "Fortess", в которой последние две С стилизованы под знак СС, а О стилизовано под кельтский крест.

Фото № 15. "SKIN HEAD" с кельтским крестом в центре. "Слава России" со свастикой между этими словами. "White power patriots. Don`t stop hools". Ниже подпись "Колесо". Все О оформлены как кельтские кресты. Внизу кельтский крест, фланкированный четырьмя буквами W P S H, что означает в расистской идеологии White Power Skin Heads

Фото № 16 "Россия для Русских". "Хачиков в горы!" (рядом дописано - а русских?). Та же надпись повторяется внизу, стилизованная - все О как кельтские кресты, а Х как свастика. Рядом добавлено - "кусочек говна, для чурок жалко. Да жалко, а ты против". Внизу еще раз кельтский крест W P S H.

Протокол от 7 марта 2006 г. осмотра дома № 1 по ул. Псковской Великого Новгорода.

Фотографии произведены в тех же местах, что и во время осмотра, зафикирсированного протоколом от 11 января 2006. Здесь мы отметим только новые надписи, которые не фиксировались при осмотре 11 января.

Фото 3.5 "Все чурбаны - суки"

Фото 3.9 "Чемодан-вокзал-Кавказ", причем все О стилизованы под кельтский крест.

Фото 3.10 White pride (белая честь), рядом изображение Ку-Клукс-Клановского колпака, внизу свастика.

Фото 4.4 Картинка, на которой скинхед держит за волосы панка (?). Подпись "Fuch off - antifa"

4.5 "All cops are bastards" (все копы ублюдки).

4.6. "Тусовались мы однажды, погостить пришел к нам мент, мы его прижали да хуй отсосали, потом его послали, потом нас отъебали, мы суку замочили, пришел менту пиздец!!!"

4.7. Сверху надпись "Коловрат" (Очевидно, группа Евпатий Коловрат, известная своими нацистскими песнями). Далее английский текст:

"Here we Go! Here we Go! We are Russian patriots Here we Go! Here we Go! Novgorod Hooligans Here we Go! Here we Go! We are W.P. radicals Here we Go! Here we Go! Everybody know us!"

4.8. "Чурки - вон. White power".

III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ: АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛА.

Анализ материалов

Научно-методологическое основание социогуманитарной экспертизы

Предлагаемая социогуманитарная экспертиза теоретически основывается на дискурсивной аналитике в социологии, позволяющей комплексно исследовать взаимосвязь языковых практик и стратегий социального поведения. Это дает возможность определить способы, благодаря которым те или иные языковые практики, тексты и т.п. формируют убеждения, схемы действия как легитимные или нелегитимные (П. Бурдье, Р. Вутнау, Т. ван Дейк, М. Фуко, М. Малки, А. Суиндлер, С. Эллингсон и т. д.). Именно в этом теоретическом смысле следует рассматривать способы описания социальной действительности и способы проблематизации социально-экономических проблем с помощью этнических деноминаций.

Главными признаками, характеризующими возбуждение национальной, расовой или религиозной вражде с точки зрения общественной опасности являются:

- формирование негативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, религии;

- перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу;

- приписывание всем представителям этнической или религиозной группы стремления следовать древним обычаям, верованиям, традициям, негативно оцениваемым современной культурой;

- утверждения о природной неполноценности и порочности одной нации, религии;

- приписывание враждебных действий и опасных намерений одной нации, религии по отношению к другой;

- возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую, религиозную группу;

- утверждения об изначальной враждебности определенной нации по отношению к другой;...

- утверждения о наличии тайных планов, заговоров одной национальной или религиозной группы против другой;

- объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, религиозных групп;

- побуждение к действиям против какой-либо нации, религии;

- требование ограничить права и свободы граждан или создать привилегии по национальному, религиозному признаку;

- угрозы и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности или по признаку религиозной принадлежности.

В связи с этим предоставленные материалы исследовались на предмет наличия или отсутствия указанных выше признаков.

ВЫВОДЫ

На вопросы следствия исследование может дать следующие ответы:

(1) Содержатся ли в представленных надписях публичные высказывания, направленные на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды?
Исследование удостоверяет, что в представленных на исследование надписях и рисунках содержатся словесные средства, выражающие отрицательные эмоциональные оценки и негативные характеристики, содержащие идеи ненависти и вражды, унижающие достоинство группы лиц по национальному признаку. В представленных материалах имеются материалы, свидетельствующие о возбуждении национальной розни, как путем дискриминации определенных этнических групп (в данных текстах эти группы обозначаются как "хачики, "чурбаны"), так и призывом к очищению России вообще от всех групп, кроме русских "Россия для Русских". (Фото № 5, 8,12, 16 ).

(2) Имеется ли основание утверждать, что указанные надписи своим содержанием унижают национальное достоинство представителей какой-либо национальности, если да, то каким образом?

Да, представленные материалы унижают достоинство ряда этнических групп, прежде всего, евреев, выходцев с Кавказа. Основным способом унижения является призыв к их насильственной депортации, к "очищению" России, они называются "мусором", от которого "надо очистить Россию". (Фото № 9, 13).

(3) Каково содержание и направленность надписей, имеются ли в них элементы пропаганды антисемитизма, национализма, шовинизма?

Безусловно, все представленные надписи, главным образом, пропагандируют расистскую идеологию, в которой главное место отводится антисемитизму ("чертям-евреям"). Националистическая пропаганда выражена, прежде всего, в лозунгах "Россия для Русских". Расистская идеология отчетливо передается заимствованными из западной расисткой идеологии терминами "White power" - "власть белых", и "White Pride" "честь белых" (Фото 6, 7, 14, 15, 16). На фото № 11 "Слава Роду, смерть уроду!" - очевидно, ссылка на языческие обоснования расистской идеологии в России, когда Род - прародитель всех славян, а уроды - это все "не славяне".

(4) Использованы ли в представленных надписях специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных оценок, негативных установок и понуждений к действиям против какой-либо нации или расы?

На фотографии № 5 воспроизведен текст, использующий ненормативную лексику и направленный против лиц нерусской национальности. В нем употреблен пейоративный термин :чурки;, который в оскорбительной форме обозначает всех лиц, принадлежащих к народам азиатского происхождения как на территории РФ, так за и ее пределами.

На фотографии № 8 тот же пейоративный термин :чурки; употреблен в призыве, в котором использована ненормативная лексика.

В тексте на фотографии № 16 употреблен оскорбительный термин :хачики;, которым в националистических и неонацистских кругах обозначают армян и (расширенно) всех выходцев с Кавказа. На фотографиях №№ 3-4 представлен текст, в котором евреи оскорбительно демонизируются (названы чертями). На надписи фото № 5 повествуется о сексуальных действиях по отношению к "чуркам", что обозначается как символ победы пишущих и унижения для указанной группы.

На фотографии №9 рядом с призывом :Выкинь мусор и сделай свою страну чище; изображена фигура, выбрасывающая в мусорное ведро символы того, что, по мнению автора надписи и рисунка, должно быть изгнано из России: в частности, шестиконечную звезду (символическое изображение евреев). На фотографии № 13 изображена фигура, выбрасывающая в урну шестиконечную звезду, рядом лозунг :Будь русским;. На фото № 16 эти группы сравниваются с дерьмом.

(5) Какую агитационно-пропагандистскую функцию несут указанные надписи?

Указанные надписи выполняют функцию своего рода послания к указанным этническим группам о нежелательности их нахождения на территории Российской Федерации, а также призывы к совершению насильственных действий как по отношению к представителям этих групп, так и по отношению к представителям антифашистского движения ("антифа" в указанных текстах).

(6) Имеется ли на надписях нацистская символика, либо символика, сходная с нацистской до степени смешения?

Исследование удостоверяет, что в представленных материалах содержится нацистская символика. На фотографиях №№ 1, 7, 8, 10, 14, 15, 16 находятся изображения свастики, причем на фотографиях №№ 8, 10, 16 свастика заменяет букву :х;. На фотографиях №№ 7-8, 14 представлена двойная руна :sol; - знак войск СС в нацистской Германии. На фотографии № 7 изображена также руна :одаль;, являвшаяся в нацистской Германии знаком частей СС, формируемых из фольксдойч, на той же фотографии одна из надписей: :Adolf Hitler;. Помимо чисто нацистской символики рисунки содержат также неонацистскую символику. Так на фотографии № 9 поверх изображения человеческой фигуры, выбрасывающей в мусорное ведро шестиконечную звезду, стоит цифра 88, обозначающая в неонацистской символике нацистский призыв :Heil Hitler; (буква H, с которой начинаются оба слова является восьмой в немецком алфавите). На фотографиях №№ 1, 5. 6, 7, 10, 13, 14, 15, 16 изображен так называемый кельтский крест (сочетание креста и круга), который используется неонацистским движением White power (:Белая мощь;), выступающим за чистоту белой расы христиан и необходимость объединения белой расы христиан в противопоставлении другим расам и конфессиям. На фотографиях №№ 1, 2, 5, 10, 15, 16 в словах, содержащих букву :о;, вместо этой буквы стоит кельтский крест. На фотографиях №№ 6, 13, 15, 16 кельтский крест сопровождается латинскими S, H, W, P (№№ 15, 16, 6), представляющими собой аббревиатуру слов White power, skeanhead - :Белая мощь, бритоголовый;. В современном русском неонацизме и неоязычестве кельтский крест используется как :русская свастика;. Расистское значение этот знак приобретает в сочетании с другими формами нацистской символики. Так на фотографиях №№ 1, 7, 15 он сопровождается изображением свастики. На фотографии № 14 находится надпись :коловрат;, которое в русском неонацизме является синонимом слова :свастика;. Символика и частично надписи на фотографиях принадлежат молодежной неонацистской музыкальной субкультуре (:White Power Music; или :White Power "Oi!' Music;, :Hate-rock;), получившей распространение в США в 1980-х гг. и ведущей свое происхождение от музыки скинхедов и панков. В России Hate-rock (:рок ненависти;, :музыка ненависти;) представлен, в первую очередь, группами :Коррозия металла; и :Инструкция по выживанию;. Группами, играющими музыку ненависти, считаются те, которые в своих текстах декларируют расовую, национальную и культурную непримиримость и утверждают превосходство своей расы и народа над другими. Часто это сопровождается призывами к уничтожению представителей других рас и национальностей. Так лозунг на фотографии № 3 :Смерть чертям евреям и прочим не русским паразитам; является, как представляется, модификацией названия одного из альбомов 2000 г. группы :Коррозия металла; :Бей чертей, спасай Россию; (в свою очередь модификация черносотенного лозунга :Бей жидов, спасай Россию!;).

(7) Имеется ли в надписях оскорбительная лексика, содержащая нецензурные выражения?

На фото № 5 и фото № 4.6 с помощью ненормативной лексики описываются сексуальные действия насильственного характера, которые авторы текста якобы совершали по отношению к "чуркам" и к "менту".

(8) Имеются ли в представленных надписях угрозы, подстрекательства, к насильственным действиям, либо высказывания, направленные на подрыв доверия и уважения, возбуждения чувства неприязни, вражды или пренебрежения в отношении лиц определенной национальности, расы, вероисповедания?

Исследование удостоверяет, что в части указанных надписей и рисунков находятся призывы к экстремистской деятельности. На фотографиях №№ 3-4 находится текст :Смерть чертям евреям и прочим не русским паразитам; (орфография подлинника), который призывает читателей к совершению убийств лиц по национальному признаку. На фотографии № 8 содержится призыв (с использованием ненормативной лексики) изгнать всех :чурок; (представителей азиатских народов) из России. В тексте на фотографии № 16 содержатся призывы к выселению (изгнанию) всех армян или шире всех выходцев с Кавказа с равнинных территорий России (:хачиков в горы; и :Россия для русских;). Ту же идею содержит надпись на фото 3.9 "Чемодан-вокзал-Кавказ"
На фото № 11 "Слава Роду, смерть уроду!" - очевидно, ссылка на языческие обоснования расистской идеологии в России, когда Род - прародитель всех славян, а уроды - это все "не славяне". Таким образом, смерть уроду - это призыв к насильственным действиям против всего "не-славянского" населения.

РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СЛЕДСТВИЯ.

Основным назначением рассмотренных материалов является формирование предубеждения и агрессии по отношению к определенным группам населения, прежде всего, евреям и выходцам с Кавказа и Средней Азии, призывы к дискриминации представителей этих групп и насилию по отношению к ним.

<***>