Комментарии Ольги Цейтлиной и Стефании Кулаевой о деле Александра Зенина

Адвокат Ольга Цейтлина и руководитель АДЦ «Мемориал» Стефания Кулаева дали комментарии центру «Сова» в связи с сообщением о том, что в суд передано дело Александра Зенина, 12 лет находившегося в федеральном розыске по подозрению в убийстве Тимура Качаравы.  Цейтлина представляла в суде его мать.

Ольга Цейтлина:

Ни меня, ни Ирину Анатольевну (маму убитого Тимура) органы следствия по задержанию и обвинению Зенина в известность не поставили, о его задержании и суде над ним нам стало известно из СМИ. Зенину, кроме ст.282 УК РФ, ничего в окончательном обвинении не вменили, то есть правоохранительные органы вменяли убийство при эксцессе исполнителя, такая была порочная практика обвинения по таким статьям. Властям не нужна была квалификации по статье убийство по мотиву какой-либо ненависти. Также в ст.105 УК РФ («Убийство») в то время отсутствовал отягчающий квалифицирующий признак  - «убийство по мотивам ненависти и вражды в отношении какой-либо социальной группы» (а также и по мотиву идеологической или политической вражды – прим. «Совы»), несмотря на то, что присяжные пришли к единодушному вердикту, что Тимур был убит именно за свои антифашистские убеждения.

По мнению потерпевших, старший Зенин  являлся главным организатором убийства, и это был не эксцесс исполнителя, как это представило следствие и утвердил суд, а  заранее запланированное  нападение и умышленное убийство по мотивам ненависти и вражды, действие по запрещенной инструкции по "Белому Террору", которая свободно распространялась в сетях: в соответствии с ней налетают и избивают стаей, а смертельный удар наносит несовершеннолетний либо лицо, стоящее на учете в ПНД. Потерпевшим очевидно, что общими согласованными действиями всех участников нападения  Тимур был лишен жизни, а именно Зенин нанес удар ногой по голове, создав все условия для нанесения лежачему человеку множественных ножевых ударов Шабалиным. Однако убийство в группе лиц никому не вменялось. Таким образом, Зенин ушел от уголовной ответственности за умышленное убийство группой лиц по мотиву ненависти, за которое при правильной квалификации содеянного соучастникам грозило пожизненное лишение свободы.


Стефания Кулаева:

Тимура нет в живых уже почти 13 лет, осужденные за нападение на него и убийство уже отбыли сроки, многие из них давно свободны. Тимуру было 20 лет, а сейчас было бы 33, у него должна была бы быть интересная взрослая жизнь... Но интересной жизнью на свободе почти все эти годы жил Зенин, участник нападения, а возможно — действительно, организатор. 

С 2005 год близкие Тимура были уверены, что нападение не было спонтанным, что его планировали убить. Обвиненный в убийстве Шабалин как раз, видимо, не планировал. Остается горечь и боль: столько лет прошло, молодые тогда люди — уже не очень молодые, но так и нет ясного понимания всего, что привело к трагической гибели Тимура и ещё многих антифашистов после него, ставших жертвами явно спланированных нападений в Москве и других городах. Возникает впечатление, что разбираться в причинах тех событий просто не хотят.