Левада-центр о ксенофобии в 2018 году

Левада-центр опубликовал результаты своего ежегодного исследования ксенофобских настроений среди россиян.  

27 августа 2018 года Левада-центр опубликовал результаты своего традиционного общероссийского исследования ксенофобских настроений среди россиян. В этом году оно прошло 19-25 июля — социологи провели личные интервью с 1600 человек старше 18 лет. 

Сравнивая актуальные данные с результатами прошлого года, исследователи отмечают, что в целом уровень ксенофобии среди россиян, считающих себя русскими, возрос. Социологи зарегистрировали рост этого показателя впервые за четыре года — с 2014 по 2017 года общий уровень ксенофобии, согласно опросам Левада-центра, неизменно падал. Кроме того, расширился и сам спектр меньшинств, к которым опрошенные относятся скорее недоброжелательно. 

Исследователи считают, что рост ксенофобских настроений — это «перенаправление раздражения россиян на «Другого», вызванное недовольством пенсионной реформой и ухудшением потребительских и социальных настроений», то есть «защитный национализм»

Один из маркеров этой неприязни — желание дистанцироваться от этнически или национально инакового человека (авторы исследования отмечают, что аналитическое различение «этничности» и «национальности» утрачивается в языке здравого смысла, поэтому в анкете они использовали устоявшиеся бытовые обозначения видимых меньшинств: «выходцы из Средней Азии», «выходцы из Африки» и т.д.). Стремление к сохранению социальной дистанции ярче всего выражено по отношению к цыганам (43% предпочли бы не пускать их в Россию) и «выходцам из Африки» (33%), а слабее всего — к евреям (15%) и украинцам (22%). И именно с евреями и украинцами опрошенные охотнее всего готовы социальную дистанцию сократить — принять их в семью согласились 27% и 20% опрошенных соотвественно. Эти цифры говорят о том, что с 2010 года (когда респондентам был задан такой же вопрос) уровень антисемитизма постепенно снижается, а отношение к украинцам — ухудшается. 

Тем не менее, по сравнению с прошлым годом отношения ко всем обозначенным выше этническим группам в обществе ухудшилось. В частности, ограничить проживание евреев на территории России в 2017 году были готовы 4% выборки, а в этом — уже 12%, то есть о положительной динамике с точки зрения минувшего года говорить нельзя. Враждебнее всего опрошенные настроены по отношению к цыганам (32%), китайцам (31%), вьетнамцам (26%) и «выходцам и среднеазиатских республик СССР» (25%). Неприязнь по отношению к первым трём категориям возросла за минувший год примерно вдвое. А процент людей, считающих, что никаких ограничений на проживание вводить не стоит вовсе, не изменился — 28%. 

8% опрошенных выступили за то, чтобы не пускать в Россию сразу все 7 предложенных социологами групп: евреев, китайцев, «выходцев из Африки», «выходцев из Средней Азии», украинцев, цыган и чеченцев. Среди этих 8% многие одобряют дискриминационные объявления об аренде жилья и приёме на работу и поддерживают лозунг «Россия для русских» (60%). Впрочем, поддержка этого лозунга усилилась и в целом по выборке (с 10% до 19%) — в основном за счёт сокращения числа тех, кто относится к нему нейтрально (33% в прошлом году, 21% — в этом).     

Что касается традиционной для российского общества формы ксенофобии — мигрантофобии — то, по сравнению с прошлым годом, заметно сократилось число людей, относящихся к этой теме нейтрально. Возросла как доля противников миграции (с 58% до 67%), так и доля её сторонников (с 6% до 14%). Однако, как показывают эти данные, общественное мнение в целом по-прежнему остаётся скорее изоляционистским и недружелюбно настроенным по отношению к трудовой иммиграции. 

В ходе опроса исследователи также предложили респондентам, ответив на вопрос о природе этничности, занять одну из двух доминирующих в этой дискуссии позиций: либо примордиалистскую (связывающую этничность с биологией и наследственностью), либо конструктивистскую (настаивающую на социальной природе этнических стереотипов и деления мира на нации). Большая часть опрошенных (71%) согласилась с тем, что «этническая принадлежность передается человеку от родителей при рождении», то есть выступила условными примордиалистами. Исследователи отметили, что представители этой группы, отвечая на вопросы о недопуске тех или иных этносов на территорию России, чаще, чем условные конструктивисты, выступали за различные ограничения и закрывание границ. Конструктивисты в свою очередь чаще осуждали дискриминационные объявления и лояльнее относились к трудовым мигрантам. 

Тем не менее, ксенофобские настроения выражены в обеих этих группах. «Этнический изоляционизм и мигрантофобия по-прежнему доминируют над установками территориальной открытости и благожелательности к миграции и могут быть актуализированы в политической гонке за симпатиями избирателей», — отмечают исследователи. 
Ссылки на данную статью [2]