О субкультурах, "неформалах" и экстремистах

2 июня 2008 года в Государственной думе состоялись парламентские слушания по поводу "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности". Она рассчитана на период 2008(!)- 2020 гг. и разработана депутатами Госдумы, Общественной палатой и общественным советом при полпредстве президента в Центральном федеральном округе.

К сожалению, полный текст концепции не опубликован, однако есть "Краткое описание концепции", в котором, помимо прочего, готы и эмо, наряду с подростковыми криминальными группами и скинхедами, названы "социально-негативными молодежными течениями", которые "дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов".

Тезисы концепции вызвали широкий общественный резонанс, между тем, насколько нам известно, корпус российских исследований (прежде всего социологических) по молодежным субкультурам относительно невелик.

Поэтому нам кажется интересным отметить, что в настоящее время готовится к публикации исследование "Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма" / Под редакцией А.А. Козлова и В.А. Канаяна. СПб, 2008. Оно подготовлено в качестве научно-методического пособия для государственных служащих, специалистов по работе с молодежью, работников силовых структур, педагогов, работников высших и средних учебных заведений, подростково-молодежных клубов (тираж 4 тыс. экз).

О подготовке этого издания сообщил в своем интернет-блоге начальник отдела анализа молодежных субкультур петербургского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних "Контакт" Владимир Гущин, который является одним из разработчиков "Уровней (стадий) развития субкультур" (авторы: Гущин В.А., Лустберг А.Э, Черепенчук И.С.) (полностью таблицу можно увидеть здесь).

Кроме того В.Гущин отметил, что центр разработал рекомендации для педагогов о методах работы с неформалами в Санкт-Петербурге [не будучи специалистами по субкультурам, мы не всегда понимаем, что за группы перечислены автором - ред.]. В частности, был определен перечень субкультур, с представителями которых необходимо вести неспецифическую воспитательную работу как с обычными подростками (т.е. не обращать внимания на их "неформальность") - это эмо, готы (за некоторыми специфическими исключениями), участники творческого движения ролевых игр, панки (за исключением андеграундного крыла и наци-панков), киноманы (фанаты группы "Кино"), "левые" алисоманы, фанаты музыкальных групп (с субкультурой не выше 2 уровня), металлисты, сатанисты (за исключением дьяволопоклонников). Особо оговорено, что анархо-панки, нередко, в качестве самоидентификации именующие себя антифашистами, экстремистами не являются и также относятся к вышеперечисленной группе неформальных молодежных объединений.

К неагрессивным, но социально-опасным отнесены бэггеры, экстремалы и растаманы.

К субкультурам экстремистского характера отнесены дьяволопоклонники, экстремистское крыло ролевиков и весь конгломерат "White Power".