Некоторые комментарии Льва Левинсона на антитеррористические новации

Мы публикуем выдержки из обширного комментария Льва Левинсона на подписанный Президентом закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"".

Полный текст под заголовком "Зачистки в законе" опубликован в 101 номере бюллетеня "Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ" (см. архив бюллетеня).

Ранее мы уже публиковали краткий комментарий на этот закон, когда он еще был законопроектом.



19 апреля принят в первом, 5 июля - во втором и третьем чтениях Федеральный закон (проект N 282601-4) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"", внесенный членами Совета Федерации Виктором Озеровым, Михаилом Сорокиным, Алексеем Александровым, Василием Ключеноком, Владимиром Мельниковым, Алексеем Шишковым, Валерием Федоровым, Анатолием Лысковым, депутатами Владимиром Абдуалиевичем Васильевым, Анатолием Куликовым, Владимиром Катренко, Геннадием Гудковым, Михаилом Гришанковым, Михаилом Бабичем, Валерием Дятленко, Александром Гуровым (ЕР), Сергеем Абельцевым (ЛДПР). Подписан Президентом РФ 27 июля 2006 года (N 153-ФЗ).

Отнюдь не защиту безопасности личности и общества, ради чего только и должны бы применяться силовые функции государства, обеспечивает новый комплексный закон, меняющий, порой достаточно глубоко, 15 законов. Знаком его можно с уверенностью назвать оправдание произвола, получающего юридическую индульгенцию. В угоду всевластию спецслужб принесены - в чрезвычайных масштабах - сдерживающие его правовые "условности": свобода слова, неприкосновенность частной жизни, гарантии судебной защиты прав и свобод, состязательность судопроизводства, разделение властей, вплоть до суверенитета других государств.


Излюбленная разнообразными охранителями статья 4 закона о СМИ, описывающая случаи недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, подверглась очередным опасным для информационной свободы дополнениям.

Запрет использования СМИ для осуществления экстремистской деятельности, появившийся в статье 4 в 2002 году, превращен теперь в запрет "распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов".

Экстремистская деятельность (экстремизм), согласно закону "О противодействии экстремистской деятельности", и без того включала в себя публичные призывы к осуществлению террористической деятельности. Рассматриваемый закон (статья 11) дополнил определение экстремизма "публичным оправданием терроризма". Так что, с формальной стороны, поправками в закон о СМИ в этой части ничего не дополняется. Добавления в антиэкстремистский закон было бы вполне достаточно.

Содержательно же, где бы - в законе о СМИ или в законе об экстремизме - ни смаковали законодатели излюбленное слово "терроризм", запрет его оправдания применительно к средствам информации дает зеленый свет произвольным ограничениям свободы слова и новым политическим табу редакционной самоцензуры. Где кончается национально-освободительное движение и начинается терроризм? Могут ли журналисты "оправдывать" Хамас и Хезболлах? Будет ли признано нарушением "оправдание" революционного террора Робеспьера или Савинкова?

Ограничительное же толкование "оправдания терроризма", данное в примечании к статье 205-2 УК РФ ("под публичным оправданием понимается публичное заявление о признании теории и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании") применимо только к УК и не распространяется на закон о СМИ.

Конвенция Совета Европы, которую комментируемый закон якобы интерполирует в закон о СМИ, в запрете оправдания терроризма ни коим образом не повинна. В Конвенции не используется формулировка "оправдание терроризма". Преступным признается публичное подстрекательство к терроризму, под которым понимается "распространение или иное представление какого-либо обращения к общественности в целях побуждения к совершению террористического преступления, когда такое поведение, независимо от того, пропагандирует оно или нет непосредственно террористические преступления, создает опасность совершения одного или нескольких таких преступлений". Кроме того, Конвенция подчеркивает, что не имеет целью нанести ущерб сложившимся принципам, касающимся свободы выражения мнения. Так что при переводе на язык российского законодательства смысл Конвенции был несколько искажен.


Статья 205 Уголовного кодекса приобрела большую точность и несколько меньшую емкость (что сполна искупается новой редакцией статьи 205-1 и появившейся статьей 205-2 [см. ниже полный текст этих трех статей в новых формулировках - ред.]). Наименование статьи изменено - с "Терроризма" на "Террористический акт". Определение этого преступления исключает теперь цели нарушения общественной безопасности и устрашения населения. Террористическим актом признается лишь такое совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, которое совершается в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.

Статья 205-1, именуемая по новому закону "Содействие террористической деятельности" (раньше она называлась "Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению"), приведена в терминологическое соответствие с Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма. Но это лишь оболочка. Начинка не имеет отношения к Конвенции. А состоит она в том, что к террористическим преступлениям отнесены предусмотренные статьями 278 ("Насильственный захват власти или насильственное удержание власти") и 279 ("Вооруженный мятеж"). Тем самым поставлен сомнительный знак равенства между терроризмом и революцией. Смысловым приобретением такого решения можно считать разве что саморазоблачение власти: борьба с терроризмом неразличима для нее от борьбы за самосохранение. Да и весь антитерроризм, по сути, - лишь оправдание удержания власти правящими элитами. Практически же, распространение диспозиции статьи 2051 на действия, преследуемые по статьям 278 и 279, означает: содействие тому, что может быть интерпретировано самой властью как ее насильственный захват или вооруженный мятеж, повлечет ответственность как за террористическое преступление - от четырех до восьми лет лишения свободы или, при использовании служебного положения, от семи до пятнадцати.

Кодекс дополнен статьей 205-2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма" с санкцией до четырех лет лишения свободы (а при использовании СМИ - до пяти). Появившееся ко второму чтению закона примечание несколько сокращает неопределенность понятия: "В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Но как читать это примечание на практике, в приложении к конкретным делам? Ограничительное прочтение, к которому будет прибегать защита, будет настаивать на буквальном понимании нормы: если некто не опубликовал текст или не выступил с заявлением, что (дословно) идеология и практика терроризма правильные и нуждаются в поддержке и подражании, а просто рассуждал на эту тему, то на него статья 205-2 распространяться не должна. Но обвинение станет интерпретировать статью иначе: выявлять, прибегая к филологическим и психолингвистическим экспертизам, скрытый смысл сказанного.

Только как ни трактуй примечание, уголовно-идеологическая коллекция УК, уже включающая статьи 280, 282, 319, 329, дополнена новым приобретением. В данном случае человек подвергается преследованию за слова, независимо от того, существует ли связь между ними и какими-либо общественно опасными последствиями.
Дополнение статьи 208, влекущей ответственность за создание вооруженного формирования и руководство им, указанием на финансирование этой деятельности, порождает нездоровое дублирование уточненной этим же законом статьи 205-1. Последняя уже раскрывает финансирование терроризма как, в частности, финансирование преступлений, предусмотренных статьей 208. По части первой статьи 205 получить можно от четырех до восьми лет, по части первой статьи 208, за те же действия - от двух до семи. Выбирать будет следователь.


[Поправками в Уголовно-процессуальный кодекс] для статьи 205-1 УК ("Содействие террористической деятельности"), отнесенной ранее к исключительной подследственности ФСБ, определена альтернативная подследственность прокуратуры. Также и тем и другим органам доверено проводить расследование по статье 205-2 ("Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма"). Предполагается, наверное, что работы по этим статьям будет много, не хватит рук.




Приводим для ясности обновленный текст трех статей УК:

Статья 205. Террористический акт"
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях -
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) (утратил силу)

в) с применением огнестрельного оружия, -
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ -
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.


Статья 205-1. Содействие террористической деятельности

1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма -
наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.


Статья 205-2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности
или публичное оправдание терроризма


1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.


Бюллетень "Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ". N101. 2006. 10 августа (обзор за весеннюю сессию 2006 года, часть 2)

Ссылки на данную статью [1]