Николай Вахтин: Беда не в том, что "понаехали...", а в том, что приехали в общество, которое к этому не подготовлено

4 октября 2005 г. газета "Город" (Санкт-Петербург) опубликовала интервью с ректором Европейского университета в Санкт-Петербурге Николаем Вахтиным, в котором он, по просьбе журналиста, попытался "по-простому" прокомментировать проблемы миграции и межэтнических отношений в Петербурге.

Н.Вахтин обратил внимание на реально существующие проблемы культурной (а не национальной!) коммуникации - поведенческие, вербальные, и др. Однако подчеркнул, что это не является препятствием для мирного сосуществования людей, воспитанных в разных традициях: "Наши культуры разные, не хорошие и не плохие. Коль скоро люди переезжают сюда, то довольно быстро усваивают культуру, в которой оказались".

Возможности адаптации при этом зависят от многих саоставляющих, в первую очередь от возраста. Например, человек, приехавший тридцать лет назад в Петербург из Баку, до сих пор говорит с акцентом и очень импульсивен при разговоре, несмотря на то, что столько времени живет в России, в практически полностью русском окружении. Он воспринимает русскую культуру как свою, в ней воспитал своего ребенка - мальчика, с кавказской внешностью, но абсолютно русского в поведении и культуре (коммуникативно это выражается в отсутствии акцента, сдержанности в разговоре). "Если мальчик останется здесь и у него пойдут дети, из этих детей получатся те же коренные петербуржцы, какие получились изо всех нас. Потому что никаких других коренных петербуржцев, как вы прекрасно знаете, не было. Они все - "понаехали", причем совсем недавно. Максимум 302 года тому назад, а в основном меньше".

Поэтому, по мнению Н.Вахтина, особой беды в массовом приезде в Петербург людей нет. "Беда в том, что они приезжают в общество, которое к этому не подготовлено". Причем это общество не просто не готово к терпению и диалогу, оно в них не заинтересовано.

При этом Н.Вахтин крайне критично относится к "государственническим упованиям" ("Ничего хорошего от государства не будет, в ближайшие 50 лет добра не ждите"), и убежден в том, что главный путь к мирному и - главное! - комфортному сосуществованию - это просвещение. Причем, в первую очередь - учителей. По его мнению, необходимо "устраивать в Педагогическом университете имени Герцена специальные курсы, посвященные этнографии коммуникаций (страшно интересная наука). Пять полок книжек написано на эту тему, 99 сотых из них - по-английски. Значит, нужно, чтобы кто-то перевел хотя бы одну полку. И читал бы учителям внятные лекции, и писал бы внятные пособия. Простые, без "парадигмы" и без "менталитета". Чтобы постепенно, но целенаправленно вбивать эту идею: нет никакой национальности, с которой человек рождается и умирает. Есть только культурное воспитание".

Комфортность и добрососедские отношения - как на лестничной площадке, так и в государстве зависят от взаимного умения и стремления к диалогу, взаимного интереса к Другому.

"Если у нас есть такая иллюзия, будто можно ограничить круг, обнести забором и внутри поселить "своих", то, уверяю вас, как только мы построим этот забор, все, кто внутри, немедленно расколются на 78 партий. Каждая будет друг друга ненавидеть и мечтать о новом заборе. Людям это свойственно - стремление отличаться от всех остальных. Хоть чем-нибудь. Бантик себе повязать - лишь бы не такой, как у соседа. А уж язык, национальность, всякие культурные привычки и традиции - самое благодатное поле, чтобы отличаться".