Этнические стереотипы студентов-нижегородцев: негатив перевесил

В июле 2005 г. были опубликованы результаты исследования этнических стереотипов, присутствующих в студенческой среде Нижнего Новгорода. Исследование проводилось c 10 по 26 мая 2005 г. Центром межэтнического взаимодействия "ДИАЛОГ" среди 505 студентов гуманитарного факультета одного из нижегородских ВУЗов. Интервьюируемому предлагалось назвать первую пришедшую в голову ассоциацию, связанную с представителем предложенной этнической группы.

Предложенный студентам опросник включал 10 этнических групп, проживающих на территории Нижегородской области или в Приволжском Федеральном Округе. При составлении списка учитывались численность в Нижегородской области (наибольшая: татары, украинцы и т.д. и наименьшая: чеченцы, удмурты и т.д.), частота упоминания в СМИ (наибольшая: цыгане, кавказские народы и т.д. и наименьшая: езиды, чуваши и т.д.), неоднозначное отношение к представителям некоторых этнических групп (азербайджанцы, цыгане, чеченцы, евреи и т.д.) (напомним, Центр "Диалог" более полутора лет ведет исследование языка вражды в региональной прессе - ред.).

Таким образом, в список вошли украинцы, русские, азербайджанцы, цыгане, чуваши, удмурты, евреи, чеченцы, езиды, татары.

Результаты исследований показали следующее:

1. Украинцы. Общее количество ассоциаций - 111. Из них в первой тройке оказались: сало (22%), хохол (18%) и горилка (5%). Кроме этого с "украинцами" ассоциируется следующее (здесь и далее - приводятся в порядке убывания): оранжевая революция, борщ, соседи, национальность, Ющенко, Киев, акцент/красивая речь. Интересно отметить что у 11 человек вообще нет никаких ассоциаций, связанных с украинцами.
По мнению автора итогового отчета, Екатерины Борисовой, "можно сказать, что образ украинца в сознании студентов тесно связан с особенностями украинской национальной кухни и несет в себе отрицательного заряда".

2. Азербайджанцы. Общее количество ассоциаций - 85. Из них в первой тройке оказались: рынок/торговля (22%), фрукты (19%) и Кавказ (10%). Кроме этого с "азербайджанцами" ассоциируется следующее: уничижительные прозвища, характерная южная внешность, "чёрный", юг/тепло/солнце, Баку, шашлык, национальность, ислам, темперамент, акцент. У 23 человек никаких ассоциаций не возникло.
Е.Борисова считает, что "образ азербайджанца формируется на основе сферы занятости представителей данного народа в России. Сам по себе данный образ не несёт ни положительной, ни отрицательной нагрузки". Однако они отмечают, что "особую озабоченность вызывает тот факт, что в пятерке лидирующих ассоциаций оказались уничижительные прозвища (5%), выражающие пренебрежительное отношение к людям данной национальности".

3. Татары. Общее количество ассоциаций - 112. В первой тройке оказались: ислам (17%), Казань/Татарстан (13%) и татаро-монгольское иго (10%). Кроме этого с "татарами" ассоциируется следующее: татарская кухня, элементы татарской культуры, хитрый, характерная внешность, конь, гость, КВН, национальность, злой/жестокий. У 32 человек никаких ассоциаций не возникло.

Как отмечается, "студенты идентифицируют татар по религиозному признаку (исламу), территориально-географическому (Татарстан/Казань) и историческому прошлому (татаро-монгольское иго)" . При этом последнее для них оказалось неожиданностью: "Несколько неожиданной является третья строка таблицы: 50 (10%) ассоциаций с татаро-монгольским игом (назывались иго, орда, монголы, нашествие, Чингизхан и т.д.). Любопытно, что далёкое историческое прошлое до сих пор формирует образ современных татар в глазах достаточно большого количества студентов".

4. Русские. Общее количество ассоциаций - 135. Из них в первой тройке оказались: водка/алкоголизм (14%), я/мы (8%) и Россия (5%). Кроме этого с "русскими" ассоциируется следующее: традиционная русская одежда, лень, национальность, простота, традиционная русская кухня, доброта, щедрость, Ваня, сила, Родина/Отечество, Москва, гостеприимство. У 10 человек никаких ассоциаций не возникло.

Е.Борисова отмечает, что "образ русского вызывает наибольшее количество разных ассоциаций, что свидетельствует об отсутствии сложившегося стереотипа об этой этнической группе.

Однако среди тех образов, которые возникают при упоминании этой национальности, наибольшее число набирает вариант "водка/алкоголик"
.

5. Цыгане. Общее количество ассоциаций - 104. Из них в первой тройке оказались: табор (16%), песни/танцы (12%) и вор (10%). Кроме этого с "цыганами" ассоциируется следующее: гадание, лошадь, попрошайка/милостыня, кочевники, наркотики, обман, золото, традиционная цыганская одежда, серьги, наглые, свобода, грязь. Среди опрошенных не нашлось людей у которых не возникло никаких ассоциаций, связанных с "цыганами".

"Вопреки ожидаемому нами результату, образ цыган в сознании студентов оказался несколько романтизированным. (В связи с частым упоминанием в криминальной хронике СМИ именно цыган, мы предполагали, что одной из самых распространённых ассоциаций будут "наркотики". Такой вариант есть, но он лишь на 8 месте)" .

6. Чуваши. Общее количество ассоциаций - 124. Из них лидирующим оказалось... отсутствие каких-либо ассоциаций в отношении это этнической группы (35%). Затем следуют: Чебоксары/Чувашия (14%) и бестолковый (4%). Кроме этого с "чувашами" ассоциируется следующее: сосед, пиво, национальность, грязный, север/чукча, узкие глаза, хитрый.

"Таким образом, представления у студентов о чувашах либо нет никакого, либо проводится связь между чувашами и Республикой Чувашия, либо появляются отрицательные оценки", - заключает автор. Однако отмечает, что не может объяснить, почему третью позицию в определении "чувашей" заняло определние "бестолковый".

7. Удмурты. Общее количество ассоциаций - 96. Как и в предыдущем случае, упоминание этого этноса не вызывает у опрошенных никаких ассоциаций (40%). За этой позицией следуют: коренные народы Севера (20%) и Удмуртия/Ижевск (7%). Кроме этого с "удмуртами" ассоциируется следующее: узкий разрез глаз, национальность, Сибирь, далеко.

"Почти половина опрошенных студентов практически не представляет современных удмуртов, а значительна часть респондентов ошибочно ассоциирует их с северными народами России", - заключают авторы исследования.

8. Чеченцы. Общее количество ассоциаций - 91. Из них в первой тройке оказались: война (30%), чеченский конфликт (15%) и террористы (10%). Кроме этого с "чеченцами" ассоциируется следующее: Кавказ, Грозный/Чечня, зло, кинжал. У 13 человек никаких ассоциаций не возникло.

Как замечается в анализе этих данных, в начале исследования ожидалось, что наибольшее число ассоциаций с "чеченцами" будет с террористами, так как этот образ активно насаждается в СМИ. "Однако студенты, произнося слово "чеченец", в первую очередь вспоминали слово "война" (162 варианта).

Примечательным является тот факт, что слово "война" не несёт в себе абсолютного осуждающего смысла. Студенты лишь фиксируют напряжённые отношения в обществе, связанные с этой этнической группой, и определяют одну из сторон конфликта. Однако статус этой стороны - победительницы или побеждённой, правой или виноватой - не определён.

Вторая группа ассоциаций, объединённая в одну под названием "Чеченский конфликт", набрала 77 голосов. В данную группу вошли образы, так или иначе возникшие в ходе чеченской войны: противник, беженец, Дудаев, шахиды, боевик, сепаратист т.д.

И только на третьем месте стоит ассоциация "террорист" (50 случаев).

Таким образом, в глазах студентов, чеченцы особенно связаны с современной войной, Чеченским конфликтом в целом и террором"
.

9. Евреи. Общее количество ассоциаций - 110. Из них в первой тройке оказались: религия (14%), хитрый (13%) и жадный (11%). Кроме этого с "евреями" ассоциируется следующее: Израиль, умный, уничижительные прозвища, деньги, Холокост, бизнес, Иерусалим, персоналии, расчётливый. У 18 человек никаких ассоциаций не возникло. "Таким образом, евреи в представлении студентов неразрывно связаны с иудаизмом, а также хитрые и жадные".

10. Езиды. Общее количество ассоциаций - 90. У 68%опрошенных упоминание этой этнической группы не вызвало никаких ассоциаций. Затем следуют: Кавказ (5%) и курд/Курдистан (3%). Кроме этого с "езидами" ассоциируется следующее: беженец/переселенец, независимость/борцы за свободу, лошадь, язычники.

Комм. На наш взгляд, выводы Центра "Диалог" об отсутствии негативного представления о той или иной группе - крайне оптимистичны и вызывают очень много вопросов.

Например, тройка лидеров в определении "украинцев" - сало, хохол и горилка - явно апеллируют к многочисленным анекдотам про украинцев, значительная часть которых высмеивает негативные качества, якобы присущие всей этнической группе. Не говоря уже об унизительно-пренебрежительном оттенке слова "хохол".

Не вполне ясно, является ли нейтральным определение "Кавказ". Ведь выражения "выходец (уроженец, гость и т.п.) с Кавказа" - довольно популярны в описании, например, криминальных эпизодов в прессе (т.е. имеют прямую негативную коннотацию).

Крайне спорным является вывод о "романтическом" образе цыган: нетрудно заметить, что даже однозначно негативные определения в отношении этой группы (вор, попрошайка, наркотики, обман, наглые, грязь) в сумме составляют 134 упоминания, т.е. четверть от общего количества. В отношении евреев эта цифра еще больше - 29%. И это при том, что мы не берем определения, негативная окраска которых не очевидна (например, "гадание" в отношении цыган или "расчетливость" в отношении евреев).

В отношении чувашей явно унизительные и принебрежительные ассоциации (бестолковый, грязный, "чукча" (безусловная отсылка к анекдотам про чукчу) составляют более 7,5 процентов.

При неясности негативной или позитивной эмоциональной окрашенности ассоциаций, связанных с чеченцами, в большинстве из них (террористы, конфликт, война, кинжал, зло) явно присутствует агрессивная составляющая.