Новости по теме

Антисемитизм в России. Тенденции 2004 года

Систематическое обращение президента Путина к образам "сильной России", к православной символике, к милитаристской риторике и связанные с этим иные действия власти создают в обществе "запрос сверху" на национализм. А современное российское общество очень чувствительно к "запросу сверху". После трагедии в Беслане 1-3 сентября 2004 г. Путин прямо заговорил о войне, объявленной России, и намекнул, что врагом являются некие внешние силы, расположенные на Западе. Это еще более поддержало традиционный антивестернизм и через него - разные формы русского имперского национализма, существующие в обществе, так как антивестернизм - важнейшая составляющая русского национализма.

Но русский национализм генетически тесно связан и с антисемитизмом. Поэтому всякий рост русского национализма может повлечь рост антисемитизма в обществе. Понятно, что антисемитизм не является составной частью политики президента и федеральной власти в целом; федеральная власть не дает оснований для подобных подозрений. Речь идет о косвенном влиянии. Важно понять, существует ли рост антисемитизма в последние годы и связан ли он с основным политическим фактором в стране - политикой федеральной власти.

Ни одна парламентская или даже околопарламентская партия по-прежнему не может быть названа антисемитской. Даже Владимир Жириновский стал реже допускать высказывания, которые можно интерпретировать как антисемитские, а его партия в целом заражена антисемитизмом в не столь большой степени, как другие националистические партии и движения. Но партия Жириновского активно пропагандирует этническую ксенофобию в самом широком смысле, так что это касается и евреев. И эта партия отлично выступила на парламентских выборах декабря 2003 года - 11.45% голосов против 5.98% в 1999 г. (фактически возвращен результат 1995 года). При этом ни у кого не вызывает сомнений, что ЛДПР - давно лишь псевдо-оппозиционная партия, что она во многом согласует свое поведение с Кремлем.

Феноменальный успех созданного при активном участии Кремля блока "Родина" (9% голосов для новичка - это много) привел в Думу целый ряд националистов, в том числе весьма радикальных. Блок в целом трудно назвать националистическим, да он уже и распался. Но нынешний лидер "Родины" Дмитрий Рогозин - типичный национал-популист, действующий в тесной связи с Кремлем и явно имеющий неплохие перспективы. Вместе с ним в Думе заседают специалист по "всемирному заговору" экс-генерал КГБ Николай Леонов, открытый расист Андрей Савельев и целый ряд других. Радикальных националистов в таких количествах в Думе раньше не было.

Лидер крупнейшей реально оппозиционной партии - коммунистической, Геннадий Зюганов все чаще позволяет себе публично рассуждать о "еврейской угрозе", а в целом все более эволюционирует от левого популизма к популизму националистическому. Очевидно, иначе уже трудно сохранять хотя бы тех сторонников, которые остались у его слабеющей партии.

В целом это означает, что в 2004 году мы видим гораздо больший политический потенциал антисемитизма, чем даже в предыдущем году, а тем более в конце 90-х. Правда, пока антисемитизм остается на втором плане. Его оттесняет не столько социальная проблематика, сколько ксенофобия по отношению к другим "врагам" - народам Кавказа, иммигрантам с Востока и Юга, к мусульманам. Важно, однако, что эти другие "враги" не вытесняют антисемитизм полностью, он даже становится заметнее в политическом дискурсе.

Такие же процессы можно наблюдать при мониторинге СМИ. Общий рост этнической и религиозной ксенофобии неизменно сопровождается ростом неприязненных или хотя бы некорректных высказываний по отношению к евреям. А например, в период 2001-2002 гг. антисемитские интонации в СМИ прогрессировали быстрее почти любых других.

Общий рост ксенофобных настроений в стране порождает рост радикально-националистических организаций, хотя еще несколько лет назад они испытывали тяжелый кризис. Но наиболее значительным явлением стал быстрый рост движения скинхедов, пока очень мало связанного с этими организациями. Основные объекты атак и ксенофобной агитации ультра-националистов - визуальные меньшинства, то есть чернокожие, выходцы с Кавказа и из Азии. Но антисемитизм является абсолютно неизбежной и очень важной компонентой мировоззрения любых ультра-националистических течений.

Отсюда - многочисленные антисемитские инциденты. Нападения на евреев редки; атакованными бывают, как правило, евреи в традиционной одежде. Зато растет число актов вандализма по отношению к кладбищам и синагогам. Ведь они практически всегда остаются безнаказанными. И антисемитизм в пропаганде ультра-националистов занимает не меньшее место, чем в конце 90-х. Здесь противодействие со стороны правоохранительной системы тоже едва заметно.

Слабость противодействия национализму не стоит интерпретировать как прямое потворство со стороны Кремля, но скорее как сочетание недооценки динамики развития национализма и симпатий со стороны более умеренных националистов среди чиновников. Оценка опасности ультра-национализма во власти становится со временем более реалистичной, зато количество более или менее последовательных националистов среди чиновников постоянно увеличивается из-за постоянного сдвига президентского курса в эту сторону.

Среди мусульманских деятелей тоже нередко проявляется антисемитизм. Обычно он выражается в нападках на иудаизм и особенно на Израиль. Даже название государства многие пишут в кавычках. Мусульманский антисемитизм в России развивается и через представление о "всемирном заговоре", который использует радикальный ислам в своих целях. (Аналогично, в Чечне очень распространены антисемитские предрассудки и представление, что в чеченской войне виноваты евреи.)

Антисемитские предрассудки, встречающиеся среди русских националистов разной степени радикальности и мусульманских деятелей разной степени респектабельности, имеют много схожего. Но сотрудничество на этой почве между ними - маргинальные исключения.

Развитие антисемитизма сдерживается также декларативным отвержением его со стороны наиболее респектабельных и известных лидеров как российского ислама, так и русского национализма (как православного, так и внерелигиозного). Но трудно сказать, сохранится ли в близком будущем этот барьер.


Этот краткий обзор был представлен "Совой" (на английском языке - см. перевод) в рамках сборника, составленного The Stephen Roth Institute for the Study of
Contemporary Antisemitism and Racism при Тель-Авивском Университете,
для Global Forum Against Anti-Semitism, прошедшего в Иерусалиме 26-27 октября 2004 г.