Новости по теме

ОБСЕ, антисемитизм и диалектика

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Вячеслав Лихачев

Сухие строчки заголовков новостных агентств сообщили: 19-20 июня в Вене состоялась конференция Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по проблеме антисемитизма. Что скрывается за этой информацией?

Автор этих строк присутствовал на конференции в качестве эксперта и может попытаться изложить свои впечатления... а они как минимум двойственны. Пост-фактум эмоции и рефлексии можно разделить на три этапа. Первый - восхищение и потрясение. Второй - сомнение и разочарование. Третий - сухой остаток, попытка понять смысл всего произошедшего. Тезис, антитезис... Почти диалектика. Впрочем, все по порядку.

Итак, факты. Впервые на столь высоком официальном международном уровне в Европе (а может - и впервые в мире?) прошло мероприятие, специально посвященное антисемитизму. Конференция выглядела весьма и весьма солидно. Хофбург, помпезный имперский замок времен Австро-Венгрии в историческом центре Вены. Флаги с эмблемой ОБСЕ треплются на ветру у старинного подъезда. Дворцовые лестницы, коридоры, секьюрити. Огромный зал, в котором мелькают известные лица и звучат громкие имена. Пятьдесят пять официальных делегаций, а кроме того - многочисленные неправительственные организации, как национальные, так и международные. Один только список участников составляет солидную книжку в шестьдесят страниц. Шесть языков выступлений, синхронный перевод. Огромное количество циркулирующих рабочих материалов. Передача опыта, конкретные предложения. Выступления в зале заседаний и активное общение в кулуарах. Масштабы мероприятия поражают. Есть определенный гипноз официоза: если такое количество столь серьезных людей собрались вместе, чтобы заняться определенной проблемой, эта проблема будет решена.

Однако - стоп. Помпезность утомляет. Что скрывается за вереницей официальных докладов? При пристальном рассмотрении очарование пропадает. Можно выделить несколько пунктов, каждый из которых подобен ведру холодной воды на голову сонной общественности.

Во-первых, конференция со всей очевидностью продемонстрировала хотя бы просто тем фактом, что она состоялась: антисемитизм в современной Европе является серьезной проблемой, игнорировать которую нельзя. Из устных выступлений и письменных докладов, циркулировавших в ходе конференции, вырисовывается довольно мрачная картина. Во Франции, Англии, Бельгии нападения на евреев и атаки синагог и школ за последние годы стали значительной составляющей криминальной хроники. Если у читателей под воздействием старого стереотипа сложилось ощущение, что именно на постсоветском пространстве, столь далеком от идеала демократического и цивилизованного гражданского общества, можно констатировать наиболее высокий уровень антисемитизма, то можем его смело успокоить: это не так. Наши страны находятся в относительно благополучном состоянии. Что такое несколько разгромленных синагог и десяток оскверненных кладбищ на пару в Украине и России по сравнению с сотней нападений на евреев на улицах, десятками обстрелов, поджогов и собственно террористических актов против еврейских учреждений во Франции? Волна антисемитского насилия (именно насилия, а не абстрактных "проявлений юдофобии") буквально захлестнула Западную Европу. Со времени падения Третьего рейха нынешний всплеск антисемитизма - самый сильный. Десять, или даже пять лет назад подобное мероприятие было бы невозможно - да и не было нужно. Сегодня же ситуация весьма удручающая.

Понятно, что если проблема столь серьезна, то ее нельзя не замечать на самом высоком уровне. В частности, вполне естественно, что ею занялась структура, призванная обеспечивать сотрудничество по вопросам безопасности в Европе. Вопрос только в том, могут ли церемониально-официальные речи исправить ситуацию?

А второй пункт, который необходимо отметить, заключается в какой-то формальности всего происходившего эти два дня в Вене. Конференция была построена по тематическим сессиям: "Законодательство", "Роль правительств и гражданского общества в пропаганде толерантности", "Образование", "Средства массовой информации". Начиналась каждая сессия с выступлений трех основных докладчиков. В этих выступлениях иногда проскальзывали здравые и полезные идеи (например, приятное впечатление оставил доклад Роберта Вистрича из Иерусалимского университета о новом антисемитизме, не соответствующем нашим стереотипам), но в основном они сводились к пустым банальностям. А дальше... дальше начинался калейдоскоп: ораторы сменяли друг друга буквально каждые несколько минут - ведущие пытались дать слово всем, кто хотел его взять (в этом смысле была какая-то порочность в организации конференции, резко снижающая коэффициент полезного действия). И его брали: члены официальных делегаций рвались рассказать, как хорошо у них в стране борются с антисемитизмом и как близко к сердцу руководство принимает заботы еврейской общины, представители неправительственных организаций спешили поведать о собственных программах на благо общества и на страх антисемитом. Осмысленность происходящего стремилась к нулю - весьма редко можно было услышать о каких-то конкретных мерах, способных эффективно повлиять на ситуацию (например, председатель Генерального совета Евроазиатского еврейского конгресса Иосиф Зисельс сумел за три минуты описать программы Конгресса, который, несомненно, делает многое для сглаживания конфликта Запада и Востока в лице, в данном случае, евреев и мусульман). В основном докладчики воспроизводили что-то вроде ритуальных заклинаний (например, таким ритуальным характером обладал вопрос о законодательстве: все говорили о необходимости специальных законов, а вопрос о причинах, почему не эффективны уже имеющиеся нормативные акты, в том числе, и уголовного права, никто не поднимал). В целом складывалось ощущение, что присутствуешь при глобальной пиар-акции, и приходилось развлекаться антропологическими и страноведческими изысканиями. Первые привели автора к выводу, что по антропологическому типу постсоветский чиновник относится все-таки к другой группе, нежели западный; вторые же повергали автора в тяжелый кризис переоценки уровня собственных знаний в области новейшей политической истории. Согласитесь, что известие о том, что в Азербайджане никогда не было и нет ни ксенофобии, ни конфликтов на этнической почве, а государство с благожелательным вниманием относится к нуждам национальных меньшинств, поражает неподготовленного слушателя. Правда, автор этих строк был морально подготовлен: чуть ранее из письменного доклада он узнал, что нет в Европе другой страны, так активно искореняющей ксенофобию и дискриминацию, как Латвия...

Наконец - the last but not the least - конференция, без преувеличения, поставила точку в вопросах политкорректности. Любой, кто хоть немного следит за событиями внешней политики, без труда ответит, чем вызван шквал насилия, угроз и оскорблений, обрушившийся на европейских евреев: очередным обострением конфликта на Ближнем Востоке. Резкий всплеск антисемитизма наблюдается с самого начала нынешней "интифады аль-Акса" (с конца сентября 2000 года). Отношение к евреям в Европе все больше зависит от фазы палестино-израильских взаимоотношений.

Да, если называть вещи своими именами - на что решились организаторы конференции и ораторы - то можно говорить, что в Европе, как и в Израиле, на евреев нападают мусульмане, в большинстве своем - арабы (в Германии, где большинство мусульман - турки, антисемитских инцидентов на порядок меньше). Ислам становится заметной частью политической жизни в Европе, мусульманская составляющая в обществе растет и количественно, и качественно. Констатация национальной принадлежности преступников была лейтмотивом конференции, равно как и тезис о том, что антисемитизм в современном виде имеет форму антисионизма. Согласно солидарному мнению выступавших, это только внешняя, формальная мимикрия, реально же алжирец, который кидает камень в окно французской синагоги в знак протеста против политики Израиля на оккупированных палестинских территориях, мало чем отличается от нацистского штурмовика, с энтузиазмом принимающего участие сначала в Хрустальной ночи... а потом и в "окончательном решении еврейского вопроса радикальными средствами".

Автор должен сказать, что его просто поразила та безоглядная поддержка европейцами израильтян, свидетелем которой он стал. При чтении газет складывалось впечатление, что в европейских структурах сильна пропалестинская фронда, а Израиль европейцы, в отличие от американцев, не очень-то жалуют. На венской конференции эти стереотипы были разрушены. (Подобное потрясение автор испытывал ранее, например, при посещении штаб-квартиры "радикально антисемитской", по мнению многих журналистов, Национал-большевистской партии: половина присутствовавших в помещении обладали красноречиво-еврейской внешностью, а вторая половина со знанием дела поддерживала разговор о лурианской каббале...)

Почему факт того, что преступников называют преступниками и не скрывают, что на евреев нападают арабы, столь знаменателен? Стоит отметить, что последние десятилетия на Западе считалось политнекорректным и неприличным говорить об этнической принадлежности бандита, это считалось оскорблением для целого этноса и угрозой для межнациональных отношений. Наши газетные фразы из криминальной хроники "нападение совершили лица кавказской национальности" на Западе звучат дико; подобное словоупотребление воспринимается как проявление расизма. То, что в случае с антисемитами это правило не работает, может означать две вещи. Может быть, антисемитизм признан настолько серьезной угрозой обществу, что в борьбе с ним обычные правила не действительны. Но скорее всего, все проще. Американцы после одиннадцатого сентября своими карательными полукрестовыми походами показали европейцам, что есть те, по отношению к кому политкорректность не обязательна. Араб, мусульманин для современного Запада стал аналогом чеченца для России.

Хорошо это или плохо? Плохо, потому что таким образом ксенофобия массового сознания находит рациональную базу: "все эти арабы, мусульмане, эмигранты и т.п. - преступники, они привносят хаос и насилие в наши города и т.п.". Вырисовывается база, как бы сказать точнее, "легитимной ксенофобии". И вместе с тем - хорошо. Во-первых, потому что это правда. Речь идет просто о констатации факта. А во-вторых, что еще более важно, эффективная борьба с антисемитизмом возможно только при точном знании, с чьей стороны исходит угроза. Старые антифашистские стереотипы не соответствуют изменившейся реальности, необходимо вырабатывать новую тактику и стратегию противодействия антисемитизму. Бесполезно гоняться по Европе за бритоголовыми подростками, увешанными свастиками - как это не парадоксально, реальной угрозы для евреев ультра-правые сегодня не представляют (речь идет, конечно, о Западной и Центральной Европе). По большому счету, они сегодня союзники Израиля и евреев по логике "враг моего врага" (мусульманина-иммигранта). Скинхеды бьют арабов, арабы бьют евреев... ОБСЕ борется с антисемитизмом.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Что означало это мероприятие в Вене?

Во-первых, конференция стала свидетельством серьезности проблемы, и, что еще более важно, свидетельство осознания этой проблемы. Это постсоветские чиновники рапортуют, как у них все хорошо, а западные пытаются справиться с проблемой, если таковая имеет место.

Во-вторых, конференция констатировала изменения в антисемитизме, в структуре его пропаганды, носителях юдофобских стереотипов и субъектах антисемитских акций. Для нашего ареала эта проблематика пока не столь существенна; но втягивание в орбиту мировых процессов неизбежно, и лучше быть готовым к изменениям, в том числе негативным, заранее.

Наконец, сама по себе конференция во многом носила характер формальной "говорильни". Но важен сам факт ее проведения. ОБСЕ всерьез начинает заниматься проблемой антисемитизма. Конференция будет проводиться ежегодно (в следующем году - в Берлине) При ОБСЕ будет создана постоянно действующая структура, занимающаяся мониторингом антисемитизма в разных странах, анализом законодательства и выработкой инициатив в самых разных плоскостях - от юридической до образовательной. Планируется активное взаимодействие с государственными структурами и неправительственными организациями. Венская конференция - это декларация намерений, знак начала работы в определенном направлении. Наверное, в этом истинная значимость и важность состоявшегося на прошлой неделе мероприятия.


Материал подготовлен при содействии Московского бюро по правам человека, E-mail: mucsj@rambler.ru