На рубеже ХХ - XXI вв. почти во всех странах европейского континента усилились проявления антисемитизма. Вновь горят синагоги, участились акты вандализма на еврейских кладбищах, оскверняются памятники жертвам Холокоста, активизируется неофашизм. Какое же место в этом "ряду" занимает Молдова?
По данным первой Всеобщей переписи населения 1897 г. в Бессарабской губернии насчитывалось 228,2 тыс. евреев - третье место после молдован и украинцев. По данным Всеобщей переписи 1989 г. на территории Молдовы проживало уже всего 22,5 тыс. евреев. Сегодня, как ни странно (учитывая эмиграцию, эвакуацию в 1992 г. во время приднестровского конфликта 1.400 евреев, алию), евреями себя считают от 15 до 30(!) тыс. жителей республики. С одной стороны, это можно связать с ростом еврейского самосознания, когда не скрываются еврейские корни, а наоборот - ищутся. С другой - не секрет, что в обнищавшей стране с сотнями тысяч безработных и зарплатой, часто не обеспечивающей прожиточный минимум, возможность получать пусть небольшую, но постоянную благотворительную помощь от хорошо налаженной сети Хэсэдов в республике, очень притягательна... И ищут еврейские корни до 4-го колена.
Значит ли это, что в Молдове покончено с антисемитизмом? С государственным, пожалуй, да. Но реальная политическая и гражданская свобода, начавшая свое триумфальное шествие в республике в 1989 году, открыла шлюзы не только росту национального самосознания у более чем 100 этносов, населяющих Молдову, но и активизировала ярых поклонников идеи национальной исключительности коренного населения. Это, в первую очередь, члены Христианско-демократической народной партии (ХДНП) во главе с ее председателем Юрием Рошкой, печатный орган партии газеты "Цара" и рупор Союза писателей Молдовы еженедельник "Литература ши Арта" (гл. ред. - Н. Дабижа)... Отсюда исходит межнациональное напряжение, которое, усиливаясь, ощущается в обществе на протяжении последнего 10-летия.
В 1996 г. в Тирасполе в пятый раз был совершен акт вандализма на еврейском кладбище - разбиты вдребезги более 20 памятников. Что же пишет газета "Литература ши арта" (N 9, 96 г.) об этом случае? Обращаясь к тогдашнему председателю еврейской общины Михаилу Шехтману, автор статьи восклицает: "Пришло время раскрывать глаза всем своим соотечественникам отовсюду, которых, в период днестровского конфликта, почти что убедили, будто И.Смирнов (президент непризнанной ПМР. - Л.К.) и его приспешники хотят создать вдоль Днестра Еврейскую республику. Но правда не такова!"
В 1997 г. в печатном органе Социалистической партии Молдовы газете "Дрептате" ("Справедливость") (N 15) была опубликована антисемитская статья депутата тогдашнего парламента РМ А.Немцева. Ему, видите ли, дышать свежим воздухом все труднее: "Отдает каким-то мерзким запашком былых бундовских агрессивных интрижек, - пишет социалист новой формации. - Миазмы, скажем прямо, как после употребления одного традиционного национального блюда: юх, кажется, его название"...
Проявлениям антисемитизма в Молдове способствуют недостатки и поверхностность демократической культуры политиков, отсутствие исторической культуры в среде журналистов. Так, 7 ноября 1999 г. в Департаменте национальных отношений несколько общественных организаций провели "круглый стол" в связи с 51-й годовщиной "хрустальной ночи". А в вечернем выпуске новостей Молдавского Национального телевидения это событие назвали "праздником, который будет теперь отмечаться ежегодно"...
Удивительно, но факт: в Молдове ни в одном школьном или вузовском учебнике по истории не упоминается Холокост. А ведь на территории Бессарабии в ходе геноцида евреев руками, как правило, румынских фашистов было уничтожено, по разным данным, от 300.000 до 400.000 человек.
Зато в монографии историка А.Петренку "Румыния и Бесарабия во второй мировой войне" опубликован портрет палача евреев И.Антонеску и реабилитируется его политика в решении "еврейского вопроса".
Осень 2001-го и весна 2002 года отличаются активизацией деятельности ХДНП. К проводимым на площади Великого Национального Собрания так называемым акциям протеста они привлекают старшеклассников и студентов вузов. Возмущенные националистическими лозунгами, звучащими на этих манифестациях, а также рядом публикаций в газете ХДНП "Цара", искажающим правду о Холокосте, несколько неправительственных организаций, представляющих нацменьшинства, обращаются к мировому сообществу с декларацией. Она публикуется под заголовком "ХДНП обвиняется в антисемитизме" в правительственной газете "Независимая Молдова" 2 апреля 2002 г. Особое возмущение авторов Обращения вызывают книги защитника И.Антонеску А.Петренку. Он, говорится в документе, "мобилизовал все, что мог найти в антисемитской литературе, чтобы показать: евреи - "пятая колонна", орудовавшая за спиной румынской армии... это подлое продажное племя и т.д.". "Считаем, - говорится далее в Обращении, - что политиками любого уровня должно быть осознано, что безнаказное проявление ксенофобии, геноцида против одного народа сегодня может обернуться завтра геноцидом против всего человечества".
Утихли голоса тех, кто хотел установить в Кишиневе памятник антисемиту и убийце И.Антонеску. Но на Аллее классиков в центральном городском парке появился бюст ксенофоба поэта Октавиана Гоги. Переименована улица им. Хаи Лившиц, зато появилась им. Михая Когэлничану. Этот литератор и историк немало сил положил на политику, направленную против всех нацменьшинств, и проповедовал румынизацию молдован.
Когда Молдова включилась в "кампанию" по сдаче цветных металлов (как один из источников дохода ее безработных граждан) исчезли бронзовые барельефы скульптора Моисея Гамбурда, затем музыканта Сергея Лункевича, были содраны металлические конструкции и портреты со многих еврейских могил в Кишиневе и Бельцах. В прошлом году настоящий погром был учинен на кишиневском еврейском кладбище, повалено и разбито до 30 надгробий. Совсем свежий пример вандализма: в январе 2003 г. хулиганы повалили 8 памятников на еврейском кладбище в Бельцах. И хотя, как выяснилось, парни просто мерялись силой, но выбрали они почему-то не стадион, а именно еврейское кладбище.
В настоящее время Молдова - одно из беднейших государств Восточной Европы. История не раз доказывала, что поиск козла отпущения часто оборачивается у людей ненавистью к евреям. Сто лет назад эта ненависть обернулась печально известным во всем мире Кишиневским погромом. Но времена меняются. Хочется верить, что проявления антисемитизма в республике пойдут на убыль, а воинствующий антисемитизм уйдет в прошлое навсегда.
Люсия Кац