Новости по теме

Антисемитская пропаганда

Согласно действующему российскому законодательству, а также международным актам, подписанным Россией, в стране запрещена пропаганда расовой и национальной исключительности и ненависти, уголовным преступлением является дискриминация по этническому и религиозному признакам, возбуждение национальной вражды и пропаганда национальной исключительности, запрещена деятельность организаций, направленная на разжигание расовой и национальной розни, и т.п. В соответствии с международными обязательствами, государство обязано противодействовать проявлениям нетерпимости и в равной степени обеспечивать всем группам населения право на жизнь, безопасность и защиту национального и религиозного достоинства.

В реальности в стране свободно издаются и распространяются десятки газет, регулярно публикующих материалы, явно способствующие разжиганию межнациональной розни. Правда, в минувшем году государство в рамках широкой "антиэкстремистской" кампании начало прикладывать усилия по противодействию наиболее оголтелой национал-шовинистической пропаганде (см. ниже).

Пресса. Наиболее заметны своей радикально-антисемитской пропагандой в 2002 году были следующие газеты(1): "Алекс-Информ" (Самара, главный редактор - Олег Киттер, тираж - 3000 экземпляров), "Дуэль" (главный редактор - Юрий Мухин, тираж 16000), "За русское дело" (Санкт-Петербург, главный редактор - Олег Гусев, тираж - 5500), "Завтра" (главный редактор - Александр Проханов, тираж - 100000), "Колокол" (Волгоград, главный редактор - Станислав Терентьев, тираж от 1000 до 3000), "Национальная газета" (главный редактор - Александр Севастьянов, тираж 10000), "Наше обозрение" (Санкт-Петербург, главный редактор - Андрей Гребнев, тираж - 10000), "Наше отечество" (Санкт-Петербург, главный редактор - Евгений Щекатихин, тираж - 9000), "Новая система" (Санкт-Петербург, главный редактор - Тамара Мищенкова, тираж - 15000), "Опричнина" (Санкт-Петербург, главный редактор - Вячеслав Минин, тираж - 999), "Правое сопротивление" (главный редактор - Константин Касимовский, тираж - 1000), "Радонеж" (главный редактор - Евгений Никифоров, тираж - 10000), "Рубеж" (редактор - Михаил Казьмин, тираж - 3000), "Русская правда" (главный редактор - Александр Аратов, тираж - 3000) "Русские ведомости" (главный редактор - Виктор Корчагин, тираж - 10000), "Русский вестник" (главный редактор - Александр Сенин, тираж - 45000), "Русь Православная" (главный редактор - Константин Душенов, тираж - 30000), "Царский опричник" (главный редактор - Руслан Бычков, указываемый тираж - 999, реальный - выше), "Черная сотня" (главный редактор - Александр Штильмарк, тираж - 3000), "Эра России" (главный редактор - Владимир Попов, тираж - 3000), "Я - Русский" (редактор - О.Ярошенко, тираж - 7 500).

Вышеперечисленные и им подобные неупомянутые издания доходят в своем антисемитизме до самых радикальных заявлений. Например, издание православного Опричного братства во имя святого преподобного Иосифа Волоцкого газета "Царский опричник" публикует подобные призывы: "Так приближай же, товарищ, всеми силами тот день, когда под погромным сапогом раздастся хрустальный звон стекол еврейских домов и магазинов, когда исчезнут в руинах последние синагоги и над трубами кремационных печей новых Аушвицев и Собиборов вновь взовьется веселый дымок. Приближай великий день расплаты еврейского народа за все зло, причиненное им человечеству. Приближай день :окончательного решения; еврейского вопроса!"(2).

В менее радикальном виде антисемитские публикации проникают и в более популярные издания, например, коммунистическую газету "Советская Россия" (главный редактор - Виктор Чикин, тираж - 300000).

В вышеупомянутых изданиях эксплуатируются самые разные аспекты идеологического антисемитизма - конспирологический (идея всемирного еврейского заговора), социальный (оценка "евреев" как субъектов общественно-экономической жизни, в первую очередь - как бесчестных и жадных дельцов, мошенников, ростовщиков и эксплуататоров, а также как продажных журналистов, лицемерных политиков и т.п.), религиозный (негативная оценка иудаизма и его последователей с позиций православного фундаментализма, неоязычества или воинствующего атеизма), и т.п.

Национал-радикальные издания изначально ориентированы на довольно узкую аудиторию. Поскольку целевая группа этих изданий - уже убежденные националисты, то материалы преследуют своей целью не столько агитировать читателя, сколько давать информацию и комментарии именно такого толка, какого ждет верный читатель. Зачастую это означает попросту поддержание в нем определенной температуры ненависти. Есть определенная категория читателей, которые как информационного наркотика ждут газет, расписывающих ужасы "жидо-масонского" заговора. Именно на эту аудиторию и работает подавляющая часть антисемитских изданий. Тиражи таких газет небольшие, их периодичность - крайне мала, однако у них есть сформировавшийся круг горячих поклонников. В этих изданиях мало материалов, носящих позитивный характер. Агрессивная ксенофобия - основа этих газет.

В качестве яркого примера можно рассмотреть питерскую газету "Наше Отечество", которая является флагманом отечественной антисемитской прессы. Радикальные, развязные антисемитские публикации занимают большую часть печатной площади издания. Выражения, в которых редактор и авторы газеты пишут о евреях, шокируют. Цитировать газету просто противно, однако, чтобы не быть голословными, приведем несколько высказываний. "Жидовская власть делает в отношении коренного русского населения все, что хочет. Хотят жиды-:олигархи; крови русской попить и пьют, хотят убить кого-нибудь и убивают"(3), "Лозунг :Смерть жидам!; становится вполне актуальным!"(4), "выход из сложившейся ситуации - в изгнании всех жидов из власти" (5), и т.п.

В конце каждого выпуска стандартный текст благодарности за материальную поддержку газеты заканчивается словами: "Да сгинет с Земли Русской спидоносная жидо-масонская чума!". Газета пестрит выражениями типа "презренные жиды", "жидовская стая крыс", "жидовской наглости и их патологической извращенности нет предела!", "неисправимо ущербная, дико племенная ментальность жидовская".

Цитаты, подобные вышеприведенным, легко можно найти в любом номере не только "Нашего Отечества", но и других вышеупомянутых изданий. Интересно, что радикальный антисемитизм, патологичный сам по себе, плавно переходит в абсолютно шизофренические концепции.

Например, газета "Новая система" в редакторской статье(6) переходит от констатации еврейского заговора ("На 140 лет назад отбросили сельское хозяйство евреи: добравшись до власти в России...") к рассказу о том, как евреи проводят пропаганду губительного мясного питания для того, чтобы "гои" умирали, в частности, от коровьего бешенства - естественной реакции Природы на жестокое обращение (поскольку "антиматериальное тело Земли имеет форму коровы"). Пожалуй, эту статью стоит процитировать: "В памятке делегату всемирного конгресса сионистов, в р.V, п.5 так и говорится, что кровь у гоя должна быть кислой, а не щелочной. Кислая кровь - отравленная: убивающая его. Нормальной является только щелочная кровь: а имеют ее только вегетарианцы. В той же Памятке есть рекомендация в р.Х, п.2 :рекламировать употребления мяса;, как главного продукта, закисляющего кровь, :поменьше упоминая о том, что древние славяне не ели мяса;. В итоге на земле лишь каждый пятый вегетарианец". Такой витиеватый ход мысли - не забавное исключение, а правило для оголтелых антисемитов. Газета "Эра России" пришла к выводу, что евреи - это потомки "лысых болотных обезьян" (7) ...

В целом, как бы странно это не прозвучало после вышеприведенного списка юдофобских изданий и характерных цитат, картина с антисемитской пропагандой не столь плачевна, как это может показаться на первый взгляд. При анализе коммунистических и национал-патриотических газет следует помнить, что эти издания отнюдь не являются основным источником информации для населения страны. Оппозиция проиграла борьбу за печатные средства массовой информации (ни говоря уж об электронных). Конечно, такие газеты, как "Советская Россия" или "Завтра" имеют тиражи немногим меньшие, чем у основных всероссийских изданий центристской и либеральной ориентации. Однако по целому ряду показателей - объему, периодичности, информативности, оперативности, аналитичности, наконец, оформлению - разрыв между оппозиционными и "обычными" газетами более заметен. А влияние СМИ на массовое сознание и общественные настроения обуславливается не только тиражом, но и перечисленными факторами.

Кроме того, из интересующих нас газет только вышеупомянутые "Советская Россия" и "Завтра" могут быть отнесены к магистральной линии отечественной прессы, причем довольно близко к его границе. Прочие же рассматриваемые ниже издания совсем маргинальны. Большинство этих газет вообще неизвестны широкой читающей публике. Стоит также отметить, что как в своей политической линии в целом, так и в антисемитских проявлениях наиболее популярные и наиболее многотиражные издания являются наименее радикальными, и наоборот. Откровенно ксенофобские, агрессивные и шовинистические издания имеют довольно незначительную постоянную аудиторию(8).

Пожалуй, в этой области есть только небольшая ниша православно-патриотической прессы, претендующей (правда, скорее безосновательно) на сколько-нибудь значимое место в информационном пространстве.

Антииудаизм занимает важное место в православной традиции, и любое фундаменталистское следование учению Восточной Церкви подразумевает набор антиеврейских тезисов: "евреи распяли Христа", "евреи - враги христианства", "евреи ждут своего Машиаха, который есть Антихрист", или даже "евреи совершают ритуальные убийства" и т.п. Собственно, сложно сказать, насколько позицию православно-фундаменталистских изданий можно назвать антисемитской в собственном смысле этого слова. Все-таки антисемитизм - это часть политической идеологии, а в рамках христианского мировоззрения он, по крайней мере декларативно, носит характер противостояния не в "дольнем", а в "горнем" мире. Однако для православных патриотов расстояние между этими "мирами", в которых ведется борьба с демонизированным врагом, оказывается крайне незначительным: духовный пласт реальности как бы проецируется на материальный.

На полосах газет это выглядит следующим образом. Например, в газете "Русь Православная"(9) публикуется статья, автор которой лишний раз напоминает: "церковное вероучение недвусмысленно утверждает, что грядущий антихрист и еврейский "мессия" - одно и то же лицо". Далее автор резко критикует шаги по сближению с евреями, предпринятые католиками: "Официальное признание Ватиканом законности мессианских чаяний иудеев выглядит особенно чудовищно. Что это, как не открытый сговор предтеч антихристовых, все активнее и откровеннее готовящих человечество к воцарению своего ужасного господина?". При этом собственно религиозными мотивами не ограничивается антисемитская пропаганда православно-фундаменталистских изданий: от религии авторы плавно переходят к социальным вопросам. В статье на соседней полосе автор пишет о "еврейской, откровенно прозападной, антирусской и антиправославной газете :Известия;". Перечислив несколько критикующих Русскую православную церковь статей, опубликованных на страницах "Известий", автор вопрошает: "Каково? Показательно, кстати, что все вышеприведенные цитаты принадлежат авторам-евреям. И что бы им не озаботиться проблемами родной синагоги? Нет, поди ж ты - все тянет поучить православных, как им надо жить". На другой полосе газеты опубликована карикатура: человек с уродливо-утрированными еврейскими чертами лица, в кипе с маген-давидом, под надписью: "Кремлевский спичрайтер". А рядом фотография с националистического пикета: две девушки держат плакат "Нет жидовскому фашизму".

Более радикальные православно-фундаменталистские листки (такие, как "Опричнина", которую редактирует Вячеслав Минин или "Опричный листок", который издает Виктор Козлов, и др.) могут себе позволить и более радикальный антисемитизм, вплоть до утверждения, что "жиды суть видимые бесы", Гитлер - чуть ли не христианский святой, потому что он уничтожал евреев. Правда, большинство подобных изданий критикуют и Московскую патриархию за "прожидовленность", а их авторы принадлежат к альтернативным юрисдикциям - "катакомбной" или "карловацкой". Здесь срабатывает общий принцип - чем радикальнее издание в целом, тем агрессивней и радикальнее ксенофобия вообще и в частности антисемитизм.

Телевидение. Антисемитская пропаганда на центральном телевидении - явление крайне редкое, чтобы не сказать исключительное. Каждый подобный случай имеет огромный общественный резонанс. Упомянем самый громкий в 2002 году подобный случай.

28 июля в эфире Третьего телевизионного канала вышла авторская передача Александр Жилина "Антидеза". Закадровый комментарий, к примеру, озвучивал следующий текст: "Задумаемся над элементарным посылом: национальные угнетения проявляются в этническом разделении труда, при котором угнетающая нация или псевдоэтническая группа создает условия для своего более высокого образовательного уровня и захватывает сферу управления, науку, искусство, образование, информацию, вытесняя угнетаемых в сферу материального производства, на тяжелые и вредные для здоровья работы. Если бы в России действительно существовал антисемитизм, то евреи трудились бы, к примеру, в шахтах или плавили металл и их дети не пробились бы в вузы. Но в стане шахтеров и сталеплавильщиков их нет, зато среди управленцев и собственников угольных, металлургических и других предприятий вредного производства евреев немало. Конфликтность национальных отношений не определена свыше, не взята из природы. Конфликтность порождена сатанинским замыслом жизнеустройства :разделяй и властвуй;, который исповедует надгосударственная еврейская мафия". Сам Жилин в кадре позволял себе, к примеру, такие высказывания: "Задумаемся, мировой еврейский капитал осуществил в России в 17-м году Октябрьский переворот. Вскоре появился Сталин, который жестоким образом стал разбираться с еврейством. В Германии этот же еврейский капитал привел к власти Гитлера, который, по замыслу, должен был смести в СССР режим Сталина. И что? Сталин устоял, а в гитлеровских печах и концлагерях были уничтожены сотни тысяч евреев. Замечу, ни один из евреев - финансовых воротил не стал жертвой фашизма". Теодор Герцль в передаче был упомянут как "еще один" (почему-то наряду с Карлом Марском) идеолог "сионо-нацизма", а об истории с заминированным антисемитским плакатом цинично утверждалось следующее: "На плакате :смерть жидам;, при ясном понимании смысла означало только одно: тот, кто паразитирует на чужом труде, не имеет права на жизнь. При чем же тут евреи?"(10).

Сразу же после выхода передачи в эфир посыпались возмущенные отклики со стороны телезрителей, общественных деятелей и отдельных чиновников. Например, министр по вопросам информации и общественно-политическим связям правительства г. Москвы Александр Музыкантский обратился к главе Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаилу Лесину с просьбой принять меры в отношении "Третьего канала". Столичный министр заявил, что "даже беглое знакомство с этой передачей позволяет сделать вывод, что она носит откровенно провокационный и неприкрыто антисемитский характер"(11). Президенту РФ было направлено Открытое письмо, категорично озаглавленное "Наведите порядок на телевидении!". Авторы письма, которое, в частности, подписал глава московской администрации Юрий Лужков, возмущались тем, что "Минпечати никак не отреагировало на эту передачу, не дало ей правовую оценку, хотя в иных, гораздо менее вопиющих случаях, проявляет завидную оперативность", и поэтому они решили обратиться к президенту, дабы меры все же были приняты к тому, чтобы "наш эфир - и разум людей - не засоряли такой опасной для общества продукцией".

Не исключено, что автор и ведущий передачи был прав, объясняя неожиданную активность московских чиновников на ниве разоблачения антисемитизма тем, что "Третий канал" делит частоту с подконтрольным столичному правительству региональным каналом "ТВ-Центр", и московская мэрия просто решила воспользоваться случаем для того, чтобы потеснить конкурента со "своей" волны.

Характерно, что не только представители общественности, но и журналисты в своем кругу не смогли не вынести оценку передаче. 9 сентября Большое жюри Союза журналистов России рассмотрело обращение президента фонда "Холокост" Аллы Гербер по поводу передачи "Антидеза". После просмотра передачи Большое Жюри, прослушав мнения как заинтересованных сторон (представителей фонда "Холокост" и автора передачи А.Жилина), так и независимых экспертов, констатировало, что "в телепередаче допущены неточности, подтасовки, выборочное цитирование, искажающие смысл приводимых сведений" и постановило: "телепередача :Антидеза; от 28 июля 2002 года - вне зависимости от заявленных автором задач и намерений - как по содержанию, так и по форме может способствовать разжиганию национальной, социальной, религиозной нетерпимости, что несовместимо с принципами и нормами профессиональной журналистской этики"(12).

Итогом скандала стало закрытие передачи.


1 Все газеты в списке с неуказанным городом издания выходят в Москве.
2 Царский опричник, № 14, март 2002.
3 Наше отечество, № 177, июнь 2002.
4 Наше отечество, №178, июль 2002.
5 Наше отечество, № 176, июнь 2002.
6 Новая система, № 21, 2002.
7 Эра России, № 12 (80), июнь 2002. Эта идея раскрыта в брошюре главного редактора "Эры России": Попов В. Обезьяны Путина - М., 2002.
8 Подробный анализ структуры ксенофобской (в том числе и антисемитской) пропаганды в национал-радикальной прессе см.: Лихачев В. Язык вражды в оппозиционных политических периодических изданиях - Верховский А. (сост.) Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М.: РОО "Панорама", 2002. С. 82-100.
9 Русь Православная, № 5-6, май-июнь 2002.
10 Расшифрованный текст передачи "Антидеза" от 28 июля 2002 года.
11 http://lenta.ru/most/2002/08/08/tv3/_Printed.htm.
12 Заключение Большого Жюри Союза журналистов России, 9 сентября 2002.