Заключительные замечания к восьмому периодическому докладу России о соблюдении международных договоров в области прав человека

3 ноября 2022 года Комитет по правам человека ООН (КПЧ) опубликовал заключительные замечания к  восьмому периодическому докладу России о соблюдении государством международных договоров в области прав человека. 

Комитет приветствовал своевременное представление Россией восьмого периодического доклада и ответов на вопросы к нему, однако с огорчением отметил, что представители РФ не участвовали в диалоге с КПЧ во время 136-й рабочей сессии, хотя ст. 40 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) обязывает государства, участвующие в договоре, присутствовать на встречах с КПЧ после изучения их докладов, и именно активное вовлечение государств в диалог с международными договорными органами по правам человека является ключевой составляющей периодической отчетности.

Следует отметить, что в первую очередь внимание КПЧ было привлечено к нарушению прав человека в ходе вооруженных конфликтов с участием России, в том числе в Украине и Грузии. Комитет призвал российские власти выполнять международные обязательства РФ по обеспечению права на жизнь, провести расследование всех инцидентов, в ходе которых на подконтрольных России территориях нарушалось это право и другие базовые права человека, обеспечить должное наказание виновных и возмещение пострадавшим.

Ниже мы приводим обзор замечаний КПЧ по вопросам, имеющим отношение к сферам, которые в той или иной степени освещает центр "Сова".

КПЧ выразил озабоченность в связи с использованием языка вражды, особенно в ходе предвыборных кампаний, политиками и религиозными лидерами, прежде всего в отношении мигрантов, беженцев, рома и ЛГБТ-людей. Комитет встревожен и сообщениями о расовом профилировании в отношении выходцев с Кавказа, из Африки, Азии, а также граждан ромского происхождения, которое усугубилось в период пандемии Covid-19, в том числе, в связи с применением новых технологий; здесь КПЧ видит нарушение ст. 20 и 26 МПГПП. КПЧ указал, что российским властям следует усилить меры по борьбе со всеми видами расизма, ксенофобии и расового профилирования, в том числе проводить мероприятия по повышению информированности населения, направленные на пропаганду уважения прав человека и толерантности, пересмотр и искоренение стереотипов и предрассудков. Комитет призвал российские власти дать четкое определение расовому профилированию и запретить его в законодательном порядке, организовать для сотрудников правоохранительных органов обязательные тренинги по недопущению расового профилирования и гарантированию использования новых технологий в сфере безопасности в соответствии с положениями МПГПП.

Комитет в очередной раз выразил обеспокоенность в связи с институционализированной дискриминацией и стигматизацией ЛГБТ-людей в России; в этой сфере усматривается нарушение ст. 2, 7, 9, 17, 19, 21 и 26 МПГПП. В частности, речь идет о применении закона 2013 года о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (КПЧ отметил и одобренные Госдумой в первом чтении поправки к этом закону, которые запрещают отрицание семейных ценностей и пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации для аудитории любого возраста); Комитет призвал отменить этот закон и любые другие законы, стигматизирующие или дискриминирующие ЛГБТ-людей. Тревогу КПЧ вызывает и тот факт, что ЛГБТ-люди до сих пор не признаны социальной группой, преступления в отношении представителей которой должны рассматриваться как преступления с отягчающими обстоятельствами; таким образом ЛГБТ-люди лишены адекватной защиты от насилия и нападок. КПЧ призвал внести в российское законодательство соответствующие поправки, а также обеспечить расследование случаев дискриминации и насилия в отношении ЛГБТ-людей, соразмерное наказание виновных и возмещение ущерба пострадавшим в соответствии со ст. 2 (3) МПГПП. Комитет указал на непрекращающееся преследование организаций ЛГБТ и их членов, включая все ужесточающиеся ограничения их права на мирные собрания или даже полное прекращение деятельности таких организаций. Российские власти, по мнению Комитета, должны принять действенные меры по противодействию всем формам стигматизации, преследованию, языку вражды, дискриминации и насилию на почве сексуальной ориентации или гендерной идентичности, в том числе организовать соответствующее обучение сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей, а также в полной мере обеспечить ЛГБТ-людям свободу выражения мнения, мирных собраний и объединений.

Комитет обеспокоен нечеткостью определения терроризма в законе 2006 года о противодействии терроризму, в особенности неопределенностью понятия "оправдание терроризма" в ст. 205.2 УК и сообщениями о применении этой статьи к политическим оппонентам властей, к журналистам, таким, как Светлана Прокопьева, к тем, кто критикует власти. КПЧ встревожен сообщениями о применении содержания в одиночном заключении, пыток и жестокого обращения к участникам групп, признанных террористическими. Комитет подтвердил свои предыдущие рекомендации относительно того, что российские власти должны принять все меры для того, чтобы привести законодательство о противодействии терроризму в соответствие с МПГПП.

КПЧ выразил тревогу в связи с сообщениями о преследовании, психиатрическом освидетельствовании, применении насилия и покушениях на жизнь оппозиционных политиков, журналистов и правозащитников и призвал провести независимые расследования в отношении всех подобных деяний, обеспечить наказание виновных и компенсации жертвам.

Комитет по правам человека сообщил, что обеспокоен поправками, внесенными в Уголовный кодекс в марте 2022 года и потребовал исключить из него новые статьи – ст. 207.3 о распространении заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил и действиях российских властей за рубежом, а также ст. 280.3 об их дискредитации и ст. 284.2 о призывах к санкциям в отношении России , ее граждан и организаций (соответствующие двум последним статьям по составу статьи КоАП 20.3.3 и 20.3.4, применяющиеся в случае первого нарушения в течении года КПЧ не упомянул – прим. "Совы") – и воздержаться от введения иных норм, противоречащих ст. 19 МПГПП, которая гарантирует право на свободу выражения мнения.

КПЧ обратил внимание на решение Роскомнадзора, основанное на распоряжении Генпрокуратуры, согласно которому журналисты под угрозой преследования, блокировки и штрафов лишились возможности передавать какую-либо информацию о военных действиях в Украине, кроме официальных сообщений российского правительства. Было отмечено и закрытие Союза журналистов и работников СМИ. КПЧ выразил озабоченность в связи с сообщениями о преследовании работников СМИ и журналистов, в том числе об уголовных делах, обысках, изъятии носителей информации, арестах, нападениях и угрозах, поступающих и в адрес родственников журналистов. Комитет заявил, что существенный повод для беспокойства представляют ограничения свободы выражения мнения, в том числе публичных антивоенных высказываний, в частности, в образовательных учреждениях. Все это, по мнению КПЧ, противоречит ст. 9, 17 и 19 МПГПП. Комитет призвал российские власти принять срочные меры по обеспечению свободы выражения мнения, принимая во внимание Замечание общего порядка № 34 к ст. 19 МПГПП. В частности, следует создать условия для плюрализма мнений в СМИ и гарантировать медиа, их работникам и организациям, возможность действовать без вмешательства государства, в частности, надлежит снять запреты и блокировки с интернет-изданий и платформ, прекратить преследование журналистов, работников СМИ и членов их семей и обеспечить их право на свободное выражение мнения, пересмотреть уголовные дела журналистов и работников СМИ в соответствии с МПГПП и освободить тех, кто был в нарушение его положений лишен свободы.

Комитет вновь указал на нечеткость определения экстремистской деятельности в рамочном законе, которое фактически дано в виде открытого, регулярно пополняющегося списка, что не соответствует принципам законности, правовой определенности и пропорциональности, соблюдения которых требует МПГПП. Комитет отметил, что закон о противодействии экстремистской деятельности зачастую применяется против политических оппонентов властей, правозащитников, журналистов религиозных сообществ, творческих деятелей и адвокатов с целью ограничения гражданских свобод, в том числе, свободы выражения мнения, посредством внесудебной блокировки сайтов в интернете и цензурирования книг, песен и других творческих произведений. КПЧ заявил, что обеспокоен нарушениями права на свободу вероисповедания, от которых страдают среди прочих Свидетели Иеговы, а также отметил непропорциональные санкции за предполагаемое несоблюдение закона, в частности, запрет организаций как экстремистских (к примеру, Меджлиса крымско-татарского народа) и необоснованное лишение свободы их членов. Все это, с точки зрения КПЧ, идет вразрез со ст. 2, 9, 18, 19 и 26 МПГПП. КПЧ в очередной раз призвал пересмотреть закон о противодействии экстремистской деятельности с целью уточнения определения экстремистской деятельности и приведения его в соответствие ст. 19 МПГПП. По мнению Комитета, необходимо обеспечить соответствие МПГПП как самого закона, так и правоприменения и, в частности, воздержаться от необоснованного использования этих норм для ограничения пространства деятельности гражданского общества, политической критики, свободы слова и вероисповедания. Отдельно КПЧ отметил, что антиэкстремистское законодательство не должно применяться для отстранения оппозиционных кандидатов от участия в выборах.

Комитет также выразил глубокую озабоченность в связи с сообщениями о нарушениях ст. 1, 2, 6, 7, 9, 10, 14, 16-19, 21, 22 и 25-27 МПГПП на территории подконтрольных России Крыма и Севастополя. Отмечаются, в частности, сообщения о внесудебных расправах над местными жителями, похищениях, насильственных исчезновениях, политически мотивированном уголовном преследовании, дискриминации, преследованиях, угрозах, насилии, включая сексуальное, необоснованных задержаниях и арестах, пытках и жестоком обращении, в частности, с целью получения признательных показаний, о принудительной отправке в психиатрические учреждения, принудительном перемещении из Крыма в другие регионы; КПЧ подчеркнул, что все эти нарушения прав местных жителей должным образом не расследуются. Комитет призвал провести расследование всех подобных инцидентов, привлечь к ответственности и наказать виновных и компенсировать ущерб пострадавшим. В фокус внимания Комитета попали сообщения о воспрепятствовании мирным собраниям и гражданскому активизму, в том числе посредством массовых задержаний участников публичных акций, а также о серьезных ограничениях на свободу выражения мнения, в частности, на работу СМИ, нападениях на сотрудников СМИ и угрозах в их адрес, уголовном преследовании и блокировке информационных изданий. Поступает в КПЧ и информация о дискриминации в отношении крымских татар и украинских сообществ в Крыму, в том числе ограничениях на преподавание языка и участие в политической жизни, учитывая запрет Меджлиса. КПЧ призвал российские власти уважать и гарантировать права национальных меньшинств и коренных народов Крыма, оградить крымских татар и украинцев, живущих на полуострове, от проявлений дискриминации, обеспечить им обучение национальным языкам и участвовать в политическом процессе, восстановить Меджлис. Комитет с тревогой отметил и поступающие из Крыма сообщения о преследовании, арестах и приговорах адвокатам, защищавшим жертв политических репрессий, и серьезные недостатки судебной системы, в том числе закрытость судебных процессов под предлогом санитарных ограничений из-за пандемии. КПЧ призвал обеспечить независимое функционирование судебной системы на полуострове, гарантировать возможность беспрепятственного осуществления работы адвокатов и оказания ими юридической помощи клиентам. Были отмечены Комитетом и сообщения о нарушениях в Крыму права на свободу вероисповедания, в том числе запугивание и преследование религиозных общин, в том числе УПЦ и мусульман; КПЧ призвал власти обеспечить религиозную свободу в Крыму и воздержаться от нарушения положений МПГПП.

КПЧ заявил, что по-прежнему обеспокоен существованием в России законодательства, которое сурово ограничивает свободу ассоциаций, в том числе законов об "иностранных агентах" и "нежелательных организациях". КПЧ отметил, что новые законы об "иностранных агентах" затрагивают новые группы лиц, криминализуют конфиденциальное взаимодействие с международными и иностранными организациями, позволяют преследовать за финансирование и организацию деятельности "нежелательных организаций", равно как и за участие в них, граждан, находящихся заграницей. Комитет указал, что применение этих законов привело к ограничению деятельности или закрытию множества правозащитных организаций, в том числе лауреата нобелевской премии мира 2022 года, "Мемориала"; таким образом были нарушены ст. 14, 19, 21 и 22 МПГПП. Комитет требует отмены или пересмотра законодательства, ограничивающего свободу ассоциаций, в том числе законов об "иностранных агентах" и "нежелательных организациях", прекратить преследование граждан и организаций на их основе и обеспечить правозащитным организациям, включая "Мемориал", возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность.