Неправомерный антиэкстремизм в январе 2022 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в январе 2022 года.

Практика ЕСПЧ

В середине января Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по жалобе Дмитрия Каруева из Чебоксар, который в мае 2012 года был арестован на 15 суток за мелкое хулиганство (ч. 1 ст. 20.1 КоАП). Суд установил, что российские власти нарушили ст. 10 Европейской конвенции по правам человека, которая защищает свободу выражения мнения. Ч. 1 ст. 20.1 КоАП не имеет отношения к антиэкстремистскому законодательству, но дело интересует нас в связи с тем, что в нем раскрывается вопрос о границе между мирным выражением политической позиции и противоправным поведением.

Каруев, который был активистом "Другой России", 6 мая 2012 года, накануне инаугурации Владимира Путина, провел акцию. Вместе с товарищами по партии он установил напротив приемной Путина его портрет, на котором вместо лет жизни были указаны годы его правления, после чего положил перед портретом две гвоздики. Через полчаса после начала акции он подошел к портрету и плюнул на него. Находившиеся на месте полицейские на это не отреагировали, но четыре часа спустя Каруев был задержан и затем арестован. ЕСПЧ счел, что плевок на фотографию политика накануне его переизбрания должен рассматриваться как выражение политического мнения, а арест за мелкое хулиганство в связи с этим действием является вмешательством в свободу выражения мнения, причем в данном случае оно не было основано на законе. Ч. 1 ст. 20.1 КоАП предусматривает обязательное сочетание двух элементов: "нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу" и либо "нецензурной брани в общественных местах", либо "оскорбительного приставания к гражданам", либо "уничтожения или повреждения чужого имущества". Но, как отметил ЕСПЧ, действия Каруева были мирными, и российские власти не представили каких-либо доказательств тому, что они создавали угрозу нарушения порядка или что вызвали негативные эмоции у прохожих; более того, никак не отреагировали на поведение Каруева и находившиеся рядом полицейские. Российские судебные инстанции также не указали в своих постановлениях, каким образом действия Каруева нарушали общественный порядок, использовал ли он нецензурную брань, приставал ли к кому-то и повредил ли чье-то имущество. Россия обязана будет выплатить Каруеву 10 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда, а также 2400 евро в счет судебных издержек.

Преследования за критику власти и оппозиционную деятельность

В конце января житель Тулы Сергей Сосов был арестован на 15 суток по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование символики экстремистских организаций) за то, что разместил на своей странице в социальной сети символику запрещенных организаций Алексея Навального. 

Между тем в Воронеже в середине месяца суд прекратил в связи с отсутствием состава административного правонарушения производство по ч. 1 ст. 20.3 КоАП в отношении местного активиста Павла Сычева по делу о публикациях в соцсети с буквой "Н", которая была расценена как символика тех же организаций.

Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) и штабы Алексея Навального были признаны экстремистскими организациями 9 июня 2021 года. Решение о запрете вступило в законную силу 4 августа. На наш взгляд, законных оснований для запрета организаций Навального как экстремистских не было и, соответственно, мы считаем неправомерными преследования за демонстрирование их символики.

В Москве в конце января был арестован на 14 суток по ч. 1 ст. 20.3 КоАП нацбол Александр Рыбкин. Поводом стал новостной видеоролик "Другие новости" с участием Рыбкина, который был выложен в соцсетях незарегистрированной партии "Другая Россия Э. В. Лимонова". С точки зрения правоохранительных органов, символика этой организации – граната с молнией – идентична символике запрещенной Национал-большевистской партии (НБП). Мы считаем решение о запрете НБП как экстремистской организации, вынесенное в 2007 году, неправомерным. Соответственно, с нашей точки зрения, неправомерно и преследование за демонстрирование символики партии. Кроме того, символика "Другой России Э. В. Лимонова" отличается от известной символики НБП, а наказания за демонстрирование "символики, сходной с символикой экстремистской организации" закон не предусматривает.

Житель Липецка Сергей Рыбин в конце января был оштрафован на пять тысяч рублей по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение ненависти либо вражды в отношении социальной группы). Поводом послужили комментарии Рыбина в социальных сетях, в которых он "агрессивно высказывался" в адрес сотрудников правоохранительных органов и представителей власти. Нам неизвестно, за какие именно высказывания Рыбин был привлечен к ответственности, однако мы считаем, что если в его публикациях не было прямых призывов к насилию, то преследование неправомерно. Как неоднократно отмечал Европейский суд по правам человека, привлечение к ответственности в таких случаях уместно, только если речь идет о реальной угрозе насилия, в целом же сотрудники правоохранительных органов должны быть исключительно терпимы к критике, даже резкой. Добавим также, что мы выступаем за исключение из антиэкстремистского законодательства неопределенного понятия "социальная группа".

В январе стало известно, что в конце декабря Сызранский городской суд Самарской области оштрафовал на 10 тысяч рублей по ст. 20.3.1 КоАП местную жительницу В. Кудрявцеву, которая в марте 2021 года направила в некое учреждение листовку сообщества "граждан СССР", известного как "новокуйбышевский ВЦИК". Видимо, речь шла об обращении "советского депутата" Юрия Слепнева, посвященном проведению этим сообществом неких "выборов", в котором говорилось, что сотрудники МВД и военнослужащие, которые будут противодействовать избирательному процессу, будут считаться клятвопреступниками и изменниками Родины, подлежащими суду по ст. 64 УК РСФСР ("граждане СССР" апеллируют только к советским законам). Отметим, что автор обращения в мае 2021 года был также наказан за его распространение по той же статье КоАП. Мы полагаем, что в данном случае угрозу применения насилия со стороны суда, который гипотетически мог бы быть учрежден некоей "восстановленной" властью СССР, сложно признать серьезной, тем более что "новокуйбышевский ВЦИК" не был замечен в причастности к насильственным акциям. К тому же, с нашей точки зрения, как сотрудники правоохранительных органов в целом, так и та их часть, которая может воспрепятствовать проведению советских выборов, не должны считаться уязвимой социальной группой, которую нужно защищать от проявлений ненависти.

Преследование за "реабилитацию нацизма"

Волгоградский областной суд в середине месяца вынес приговор студенту Денису Воронцову, которого обвиняли по ч. 1 ст. 354.1 УК (реабилитация нацизма, то есть одобрение преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом) и ч. 2 ст. 294 УК (вмешательство в деятельность следователя). Суд признал его виновным по обоим обвинениям и назначил наказание в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей. 3 мая 2020 года Воронцов через соцсеть "ВКонтакте" оформил заявку для демонстрации на сайте "Бессмертный полк онлайн" фото руководителя гестапо Генриха Мюллера, указав, что это некий Михайловский Геннадий, а 12 мая эта фотография была продемонстрирована в прямом эфире акции "Бессмертный полк" в ряду фотографий участников Великой Отечественной войны. По мнению следствия, с которым согласился суд, тем самым Воронцов "публично одобрил участие СС и гестапо в военных преступлениях и преступлениях против человечности в годы Второй мировой войны". Обвинение по ч. 2 ст. 294 УК связано с тем, что после допроса в областном управлении Следственного комитета России Воронцов забрал из кабинета следователя изъятый у него мобильный телефон, ушел домой и удалил из телефона сведения, имеющие доказательственное значение по уголовному делу о реабилитации нацизма. Мы считаем, что действия пользователей, загружавших фотографии нацистов на сайт "Бессмертного полка", квалифицируются по ст. 354.1 УК некорректно. Саму по себе загрузку фотографий нацистских лидеров на сайт, даже незадолго до 9 мая, на наш взгляд, не следует считать публичным одобрением или оправданием преступлений нацизма, поскольку она вполне может быть продиктована и хулиганскими, а не идеологическими соображениями.

Главное военное следственное управление СК России в январе возбудило дело по ч. 4 ст. 354.1 УК (публичное осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества, совершенное с использованием интернета группой лиц по предварительному сговору), двое фигурантов дела были задержаны и отправлены в СИЗО. Поводом послужило видео, снятое солдатами-срочниками на базе 10-й отдельной бригады спецназа ГРУ и затем выложенное в сторис в Instagram. На видео один из участников съемки подошел к памятнику погибшим бойцам спецназа, дал пощечину одной из статуй, применил удушающий прием к обеим фигурам и пнул их. Другой участник съемки спросил при этом: "Спорим, не положишь его?". Мы полагаем, что хулиганская выходка солдат заслуживает осуждения, однако достаточно было бы привлечь их к ответственности в дисциплинарном порядке. Уголовное же преследование может быть оправданным лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества.

Преследование за "оскорбление чувств верующих"

В Москве во второй половине месяца было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 148 УК (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих) по факту действий активной пользовательницы соцсетей москвички Марии Катановой. Катанова выложила в соцсетях ролик с девушкой в балаклаве, позирующей в распахнутом пальто, никабе и нижнем белье фотографу на фоне московской Соборной мечети. После того, как было возбуждено дел, Катанова написала на своей странице в Instagram, что цели задеть чувства верующих у нее не было и она извиняется перед теми, кого ролик задел и оскорбил. Мы полагаем, что дело возбуждено неправомерно. Центр "Сова" выступал против введения в состав ст. 148 УК оскорбления религиозных чувств верующих, поскольку, с нашей точки зрения, это неопределенное понятие не имеет и не может иметь четкого юридического смысла.

Преследования за иную криминальную деятельность

В январе стало известно, что 8 декабря 2021 года Генпрокуратура подала в Верховный суд России иск о признании террористической организацией движения "Колумбайн". Иск был удовлетворен ВС 2 февраля. "Колумбайн" – устойчивый термин, который используется для обозначения массовых убийств в учебных заведениях. В рамках подготовки дела к слушанию были проведены исследования материалов, которые распространяют поклонники скулшутинга. Эксперты обнаружили в них "лингвистические признаки пропаганды суицидального поведения, идеологии насилия и терроризма и оправдания террористических действий, выраженных в виде массовых убийств, расстрелов, взрывов и иных действий, имеющих целью массовое уничтожение людей". Материалы, пропагандирующие массовые убийства, несомненно представляют опасность и нарушают закон, и правоохранительным органам следует бороться с их распространением. Однако существование подобных материалов и даже онлайн-сообществ, где они публикуются, не дают оснований считать, что "Колумбайн" существует как некая единая организация. Кроме того, идеология скулшутинга – неполитическая, школьные стрелки вообще не выдвигают каких-либо требований обществу и правительству. Между тем, федеральный закон "О противодействии терроризму" определяет терроризм именно как "идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти". На наш взгляд, запрет этого опасного явления как террористической организации не основан на законе и нецелесообразен. Мы опасаемся, что признание "Колумбайна" террористической организацией приведет к необоснованному уголовному преследованию по самым суровым уголовным статьям участников тематических сообществ в соцсетях, в том числе подростков с 14 лет. Кроме того, будет значительно затруднена психолого-педагогическая работа, направленная на выявление потенциальных стрелков и предотвращение насилия в учебных заведениях, так как она будет создавать для педагогов, социальных работников, психологов опасность уголовного преследования за причастность к террористической деятельности или несообщение о преступлении. Между тем, залогом снижения уровня насилия среди несовершеннолетних является продуманная и активная работа психологов и педагогов с проблемами подростков.

Отметим, что запрет скулшутинга как террористической организации напоминает решение о запрете криминальной субкультуры АУЕ как экстремистской организации, которое, на наш взгляд, также не было основано на законе. И количество уголовных дел за продолжение деятельности АУЕ растет: в январе мы узнали о трех таких новых делах, все они были возбуждены против заключенных по факту их деятельности в колониях Самарской и Пензенской областей и в СИЗО в подмосковном Ногинске.

Преследования религиозных организаций и верующих

Свидетели Иеговы

В январе продолжались преследования Свидетелей Иеговы: их обвиняют в причастности к деятельности местных религиозных организаций, которые были запрещены как экстремистские – на наш взгляд, без законных оснований. ​

По нашим сведениям, в декабре было вынесено как минимум шесть приговоров в отношении шести Свидетелей Иеговы:

  • Павловский районный суд Краснодарского края приговорил Максима Бельтикова к двум годам лишения свободы в колонии общего режима по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации);
  • Снежинский городской суд Челябинской области приговорил Людмилу Саликову к шести годам лишения свободы условно по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации);
  • Северский городской суд Томской области вынес три приговора местным верующим и назначил Алексею Ершову три года, а Андрею Колесниченко – четыре года лишения свободы по ч. 2 ст. 282.2 УК; Евгений Коротун получил семь лет лишения свободы по ч. 1 ст. 282.2 УК;
  • Трусовский районный суд Астрахани приговорил Анну Сафронову к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима по ч. 2 ст. 282.2 УК и ч. 1 ст. 282.3 УК (финансирование экстремистской деятельности);
  • Невельский городской суд Сахалинской области вынес приговор пяти верующим: Евгений Елин и Сергей Кулаков получили шесть с половиной лет лишения свободы условно по ч. 1 ст. 282.2 УК, Татьяна Кулакова, Вячеслав Иванов и Александр Козлитин – по два года условно по ч. 2 ст. 282.2 УК;
  • Пожарский районный суд Приморского края в Лучегорске приговорил Сергея Сергеева и Юрия Белослудцева к шести годам лишения свободы условно по ч. 1.1 ст. 282.2 УК (вовлечение в деятельность экстремистской организации) и участии ч. 2 ст. 282.2 УК.
  • Камчатский краевой суд, повторно рассмотрев апелляционную жалобу Константина Баженова, его жены Снежаны Баженовой и Веры Золотовой, которые в 2020 году были приговорены к условным срокам по ч. 2 ст. 282.2 УК, отменил приговор и оправдал подсудимых. Это второй оправдательный приговор Свидетелям Иеговы, обвинявшимся по ст. 282.2 УК после запрета их организаций в России; первым оправданным  стал Дмитрий Бармакин из Владивостока, это произошло в ноябре 2021 года.

    Напомним, в октябре 2021 года пленум Верховного суда России принял постановление, согласно которому при рассмотрении дел по ст. 282.2 УК суды должны устанавливать, какие конкретно общественно опасные действия совершены подсудимым и каково их значение для продолжения или возобновления деятельности экстремистской организации, а также мотивы совершения данных действий. Кроме того, ВС указал в постановлении, что в случае запрета религиозной организации само по себе индивидуальное или совместное отправление религиозных обрядов ее бывшими участниками не следует трактовать как участие в экстремистской организации.

    А Печорский городской суд Республики Коми в январе вернул в прокуратуру дело девяти Свидетелей Иеговы из Печоры, обвиняемых по ст. 282.2 УК в отношении Геннадия Полякевича, Геннадия Скутельца, Николая Ануфриева, Эдуарда Меринкова, Павла Огородова, Виктора Щанникова, Александра Воронцова, Александра Прилепского и Сергея Заборы из-за нарушений в обвинительном заключении: в нем были отражены лишь действия, непосредственно связанные с вероисповеданием и не было сведений об экстремистских действиях подсудимых.

    В январе нам также стало известно, что обвиняемыми стали как минимум семеро Свидетелей Иеговы:

  • Араму Даниеляну предъявили обвинение по делу, возбужденному месяцем ранее по ч. 1 ст. 282.2 УК против троих других верующих в Самаре; он был отправлен под арест;
  • Геворг Геворкян из Нижнего Новгорода стал обвиняемым по ч. 1 ст. 282.2 УК;
  • В Горно-Алтайске статус обвиняемого по ч. 1 ст. 282.2 УК получил Александр Калистратов, фигурант скандально известного дела 2011 года, когда его пытались обвинить в возбуждении религиозной ненависти, но в конце концов оправдали;
  • Еще один обвиняемый по ч. 2 ст. 282.2 и ч. 1 ст. 282.3 УК появился в городе Грязи Липецкой области, где фигурантами дела местной общины ранее стали семь человек;
  • В Краснодарском крае Алексей Леликов стал обвиняемым по ч. 1 ст. 282.2 УК, а Павел Сидоренко и Анатолий Евтушенко – по ч. 2 ст. 282.2 УК.


  • Мусульмане

    В Дагестане в конце января было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 282.2 УК против жителя Избербаша. Его обвинили в том, что он принимал участие в собраниях местной "ячейки" запрещенного религиозного объединения "Нурджулар", на которых изучались "идеологические источники" организации. Признание "Нурджулар" экстремистской организацией в 2008 году явилось следствием необоснованных запретов книг турецкого исламского богослова умеренного направления Саида Нурси – за пропаганду превосходства ислама над другими религиями. Мы полагаем, что преследование по ст. 282.2 УК российских мусульман, которые изучают наследие Нурси и на самом деле единой организации не образуют, неправомерно. Осенью 2021 года Избербашский городской суд прекратил ряд дел по ч. 2 ст. 282.2 УК, по крайней мере часть из которых касалась обвинений в причастности к "Нурджулар".