Неправомерный антиэкстремизм в октябре 2020 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в октябре 2020 года.


Нормотворчество

В середине октября Госдума приняла в первом чтении поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) о наказании хостинг-провайдеров и владельцев сайтов крупными штрафами за уклонение от блокировок и удаления контента (для юридических лиц предлагается ввести многомиллионные штрафы). Действие закона, если он будет принят, распространится на все случаи блокировок, за исключением нарушений авторских прав. С нашей точки зрения, действующее в России законодательство в области ограничения распространения информации в интернете обладает системными недостатками, и его применение нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова, в особенности это касается внесудебных блокировок. На несоответствие этих норм требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Крупные штрафы, распространяющиеся не только на провайдеров, уклоняющихся от блокировок, но и на хостеров и владельцев сайтов, в таких условиях способны стать новыми инструментами произвольного ограничения свободы слова и подавления критики деятельности властей.

Пленум Верховного суда России принял решение отозвать из Госдумы прежний вариант своего законопроекта о введении в Уголовный кодекс понятия "уголовный проступок" и предложить уточненный текст. Предполагается, что гражданин будет признан совершившим уголовный проступок, если он речь идет о первом дляа него преступлении небольшой тяжести, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, при отсутствии у него неснятых и непогашенных судимостей и при условии, что он в течение года не освобождался от уголовной ответственности. Тех, кто впервые совершил уголовный проступок, по ходатайству органов дознания и следствия, а также по инициативе суда можно будет освобождать от уголовной ответственности, назначая им судебный штраф, общественные работы или ограниченно оплачиваемые работы. Несовершеннолетних освобождать от уголовной ответственности планируется, применяя к ним принудительные меры воспитательного воздействия. В случае принятия законопроекта в нынешнем виде уголовным проступком будут считаться, в частности, деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 148 УК (незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний) и ч. 3 ст. 354.1 УК (распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично).

Президент России Владимир Путин в середине месяца подписал закон о внесении изменений в ст. 9 и 10 федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Он закрепил за Минюстом полномочия по формированию перечней организаций, деятельность которых приостановлена либо запрещена за осуществление экстремистской деятельности, а также обязал суды направлять копии соответствующих решений в Минюст в течение трех дней. Поправки вступят в силу через 180 дней после официального опубликования, то есть в апреле 2021 года.


Практика ЕСПЧ

6 октября 2020 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) опубликовал решение по делу "Карастелев и другие против России". Жалобу подавали новороссийские правозащитники Вадим и Тамара Карастелевы (умерла в 2011 году), а также их организация Новороссийский комитет по правам человека (НКПЧ). В апреле 2009 года Тамара и Вадим Карастелевы провели два пикета в знак протеста против нового закона Краснодарского края: на первом они держали плакат "Свободу не дают, свободу берут", а во время второго с ними беседовали два подростка, родители которых затем пожаловались в прокуратуру. После этого прокуратура объявила Карастелевым два предостережения о недопустимости нарушения законодательства, а в адрес НКПЧ вынесла предупреждение о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства и представление об устранении нарушений такового. Когда Тамара Карастелева попыталась оспорить эти меры в суде, прокуратура представила заключения, согласно которым плакат имел экстремистское и провокационное содержание. В результате суд отклонил жалобу. Вадиму Карастелеву также не удалось оспорить полученное предостережение, поскольку суд счел, что обжалуемый вопрос уже был разрешен по иску Тамары Карастелевой.

ЕСПЧ отметил, с одной стороны, что формулировки российского закона "О противодействии экстремистской деятельности", касающиеся вынесения предостережений и предупреждений, создают правовую неопределенность, которая приводит к непредсказуемости применения этого механизма, подавляет свободу выражения мнения и создает слишком широкое поле усмотрения властей. К тому же, по действовавшему в 2009 году законодательству заявители были ограничены в возможности оспорить действия прокурора в гражданском процессе. С другой стороны, по мнению ЕСПЧ, приведенные прокуратурой доводы не позволяют заключить, что в действиях Карастелевых содержались угроза воспрепятствования деятельности властей и реальная угроза насилия, что могло бы послужить основанием для вмешательства в право на выражение мнения, которое защищено ст. 10 Европейской конвенции по правам человека.

Кроме того, ЕСПЧ счел, что в отношении Вадима Карастелева российское государство нарушило также ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). В результате ему была присуждена компенсация морального вреда в размере трех тысяч евро. Подробнее об этом деле см. здесь.


Преследования за антиправительственные высказывания

В конце месяца Нахимовский районный суд Севастополя рассмотрел заново дело экс-главы Союза рабочих Севастополя и секретаря севастопольского отделения партии "Российский объединенный трудовой фронт" (РОТ ФРОНТ) Валерия Большакова и приговорил его к двум с половиной годам лишения свободы условно с двухлетним запретом занимать руководящие должности по чч. 1 и 2 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности, в том числе совершенные в интернете). По ч. 2 ст. 280 УК его обвиняли за публикацию в соцсети постов  с оскорбительными характеристиками терских казаков и призывом "гнать их в Новороссию", а также с обвинениями российских властей в "геноциде против народа России", цитатами из Ленина и призывами к "установлению диктатуры пролетариата насильственным путем". Обвинение по ч. 1 ст. 280 УК было предъявлено в связи с речью, произнесенной в ходе одиночного пикета, на который Большаков вышел с плакатом "Долой полицейскую путинскую власть". Суд счел, что и сам плакат, и речь Большакова, в которой он пожелал скорой гибели "диктатуре Путина" и "полицейскому государству" и дальнейшего установления диктатуры пролетариата, содержали призывы "к устранению официально действующей власти". Мы склонны считать, что подобные призывы к революции и приходу к власти пролетариата, часто звучащие из уст левых активистов, в большинстве случаев не способны побудить к реальным насильственным антиправительственным действиям и должны восприниматься скорее как фигура речи, призванная передать недовольство сегодняшними властями. Высказывания Большакова о казаках, однако, действительно можно понять как призыв к их депортации; в то же время суду следовало бы учесть, что вероятность реализации такого призыва в современном политическом контексте крайне мала.

В Омске на тысячу рублей по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) был оштрафован активист Михаил Подгурский, который в 2013 году опубликовал во "ВКонтакте" запрещенный видеоролик сторонников Алексея Навального "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002". Содержание этого видео, за публикацию которого часто преследуют оппозиционно настроенных пользователей соцсетей, сводится к перечислению ряда нереализованных предвыборных обещаний "Единой России" из манифеста партии 2002 года и призыву голосовать за любую партию. Мы считаем запрет этого видео безосновательным, а преследования за его распространение – неправомерными.


Санкции за призывы к терроризму

В начале октября 2-й Западный окружной военный вынес приговор нижегородцу Михаилу Шарыгину. Экс-кандидата в городскую думу от "Яблока" признали виновным в публичных призывах к терроризму, совершенных в интернете (ч. 2 ст. 205.2 УК), и приговорили к штрафу в размере 400 тысяч рублей. Шарыгин опубликовал на сайте NN.ru комментарий, в котором предложил взорвать забор стройки: он мешал жителям, охранники препятствовали проезду скорой помощи через стройплощадку к домам; при этом застройщик забор не демонтировал, несмотря на предписание властей. Суд, опираясь на выводы экспертов, решил, что в комментарии Шарыгин противопоставил местных жителей и городские власти в общественно-политическом конфликте, а также обозначил путь воздействия на них в форме осуществления взрыва, то есть призвал к совершению теракта. Мы склонны считать, что такая квалификация некорректна. С одной стороны, объективная сторона такого преступления, как теракт, характеризуется устрашением населения – но у нас нет оснований предполагать, что подобный взрыв устрашил бы население. С другой стороны, неочевидна была бы и общественно-политическая мотивация подобного действия, так как речь шла скорее о локальном хозяйственном споре. Соответственно, самовольный взрыв забора, если бы он состоялся, следовало бы квалифицировать по ст. 167 УК (умышленные уничтожение или повреждение имущества) или 330 УК (самоуправство), а призыв к нему – как подстрекательство к уничтожению имущества или самоуправству, а не призыв к теракту.


Санкции за распространение материалов, запрещенных за возбуждение ненависти

В октябре нам стало известно о двух случаях преследования за возбуждение ненависти, которые мы можем отнести к неправомерным. В начале месяца в Кургане суд оштрафовал на тысячу рублей по ст. 20.29 КоАП художницу Полину Гузееву из Екатеринбурга. В 2010 году она разместила на своей странице во "ВКонтакте" клип группы Alai Oli "Зачем ты под черного легла?" (оригинальное название: "ТТП – Купчино") и не удалила его после того, как в 2016 году песня попала в Федеральный список экстремистских материалов. Композиция была запрещена в составе поста ксенофобного характера, хотя она явно высмеивает расистские установки, популярные среди молодежи из неблагополучных спальных районов, и очевидно, что именно так ее воспринимает большинство слушателей.

В середине октября в Мценске был оштрафован на такую же сумму Ярослав Зубов, на странице которого обнаружилось видео "Гитлер против Путина великая реп битва". В этом клипе, признанном экстремистским в 2017 году, используется нацистская символика, однако пропаганды нацистской идеологии мы в нем не видим: авторы видеоролика лишь критиковали политику Путина и высмеивали взаимные обвинения России и Украины в фашизме.


Злоупотребления при противодействии распространению нацистской идеологии

В середине месяца Забайкальский краевой суд оштрафовал на 150 тысяч рублей по ч. 3 ст. 354.1 УК (распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы России, связанных с защитой Отечества) читинца Евгения Ахмылова. В начале мая 2020 года он загрузил на сайт "Бессмертного полка" фотографию атамана Петра Краснова, начальника главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий Третьего рейха. Ахмылов полностью признал вину, но при этом пояснил, что хотел лишь "насолить" организаторам сайта "Бессмертного полка", которых не считает патриотами. Мы полагаем, что действия Ахмылова квалифицированы правоохранительными органами по ст. 354.1 УК некорректно. Такое действие, как загрузка фотографии нацистского преступника на сайт, даже по случаю 9 мая, само по себе не является распространением каких бы то ни было сведений о дне воинской славы России. Никакими высказываниями, одобряющими или отрицающими нацистские преступления, судя по всему, эта фотография сопровождена не была.


Преследования религиозных организаций и верующих

Мусульмане

В Санкт-Петербурге в середине месяца был вынесен приговор гражданину Таджикистана Мусо Джалолову. Его обвиняли по ч. 2 ст. 205.5 УК в участии в деятельности радикальной исламской партии "Хизб ут-Тахрир", которая признана в России террористической организаций. Джалолов был приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме, а оставшейся части срока – в колонии строгого режима. Кроме того, в Калининградской области по подозрению в причастности к "Хизб ут-Тахрир" задержали двух граждан Узбекистана. Мы считаем, что преследование членов "Хизб ут-Тахрир" по "террористическим статьям" только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) неправомерно, поскольку эта партия не была замечена в причастности к терроризму.

В Саранске суд оштрафовал бывшего муфтия Регионального духовного управления мусульман Мордовии (РДУМ РМ) Зяки Айзатуллина на две тысячи рублей, а мечеть "Ускудар", муфтием которой он был до середины августа 2020 года, как юридическое лицо – на 100 тысяч рублей по ст. 20.29 КоАП. Поводом стали показания прихожанина о том, что Айзатуллин продал ему книгу идеолога запрещенного исламского религиозного движения "Таблиги Джамаат" шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави "Избранные хадисы", которая признана экстремистской. Правоохранительные органы заявили к тому же, что обнаружили эту книгу с ценником в кабинете муфтия. Кроме того, в августе племянники Айзатуллина оказались в числе подозреваемых в причастности к "Таблиги Джамаат" по ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации или участие в таковой). Мы считаем преследования как Зяки Айзатуллина, так и его племянников неправомерными. С нашей точки зрения, неправомерно были запрещены и "Избранные хадисы", и само объединение "Таблиги Джамаат". Оно занимается пропагандой ислама фундаменталистского толка, но в каких-либо призывах к насилию замечено не было.  


Свидетели Иеговы

В октябре российские суды вынесли четыре приговора Свидетелям Иеговы. В Ульяновске условные сроки от двух с половиной до четырех лет лишения свободы по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации) получили Сергей и Наталья Мысины, Михаил Зеленский, Андрей Табаков, Александр Ганин и Хорен Хачикян. В Костроме к восьми и семи годам лишения свободы условно были приговорены Сергей и Валерия Райманы, которых суд признал виновными по чч. 1, 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации и участие в ней). Суд в Кирове оштрафовал на 500 тысяч рублей по ч. 1 ст. 282.2 УК Анатолия Токарева.

В Майском Кабардино-Балкарской Республики закончился длительный процесс Юрия Залипаева, которого обвиняли по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности): по версии следствия, в ходе проповеди он призывал бить православных и мусульман. Опираясь на результаты судебной экспертизы, суд вынес оправдательный приговор. До 2019 года Залипаева обвиняли еще и по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение религиозной ненависти), но после частичной декриминализации этой нормы это обвинение было снято.

Поступали и сообщения о новых уголовных делах. В начале октября в Севастополе по ч. 1 ст. 282.2 УК были арестованы Евгений Жуков, Владимир Сакада, Игорь Шмидт и Владимир Маладыка. В Благовещенске Амурской области дело по ч. 2 ст. 282.2 УК было возбуждено в отношении Сергея Кардакова, в Павлове Нижегородской области обвиняемым по той же статье стал Александр Раковский.

В середине октября ч. 1 ст. 282.2 УК инкриминировали Юрию Киму из Никольска Пензенской области (в конце месяца он умер), а ч. 2 – Константину Зотову и Наталье Кочневой из Березовского Свердловской области. Еще двое подозреваемых появились в Зее Амурской области.

В конце октября были заключены под стражу двое жителей Хабаровского края: житель Советской Гавани Алексей Ухов, которого обвинили по ч. 1 ст. 282.2 УК, и Илья Дегтяренко из Вяземского, обвиняемый по ч. 2 ст. 282.2 УК.

Кроме того, стало известно, что в Санкт-Петербурге суд принял к производству иск прокуратуры о блокировке и внесении в Федеральный список экстремистских материалов приложения Свидетелей Иеговы JW Library в сервисах Google Play и App Store.

Мы считаем неправомерными запрет текстов Свидетелей Иеговы как экстремистских, запрет религиозных организаций за распространение этих текстов и преследования верующих за причастность к общинам Свидетелей Иеговы.


Преследования за антирелигиозные высказывания

В конце октября в Орловской области было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 148 УК (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих) в отношении жителя Верховского района. Следствие утверждает, что в апреле 2020 года он написал во "ВКонтакте" комментарий, оскорбляющий чувства верующих. К сожалению, мы не знаем, о каком именно комментарии идет речь. Однако в целом мы считаем, что неопределенное понятие "оскорбление религиозных чувств верующих" не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. С нашей точки зрения, если текст содержал оскорбления представителей той или иной конфессии и возбуждал к ним ненависть, то действия подозреваемого можно было бы квалифицировать по ст. 20.3.1 КоАП; в противном случае его вообще не следовало бы привлекать к ответственности.