Кратко о неправомерном антиэкстремизме с января по август 2019 года

Законодательство : Практика ЕСПЧ : Уголовные преследования : Иные преследования

Данный краткий обзор посвящен важнейшим законодательным новациям и статистике правоприменения в области противодействия экстремизму в период с января по август 2019 года. Мы коснемся только той части законодательства и правоприменительной практики, которая приводит, с нашей точки зрения, к чрезмерному ограничению гражданских свобод.

Законодательство

В июле 2019 года Россия ратифицировала  конвенцию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по противодействию экстремизму, которая была подписана в 2017 году в Астане. Конвенция расширяет принятое ранее на уровне ШОС определение экстремизма – если в Шанхайской конвенции 2001 года определение экстремизма было привязано к насилию, то теперь под экстремизмом понимаются и "иные антиконституционные действия", – а кроме того, вводит перечень "экстремистских актов", во многом совпадающий с определением экстремизма, которое используется в российском законе "О противодействии экстремистской деятельности". Более того, в этот перечень включено возбуждение политической розни, в российском определении отсутствующее. Документ предусматривает тесное сотрудничество правоохранительных органов в рамках расследований дел экстремистской направленности, в том числе выезд для присутствия при оперативных мероприятиях на территорию других государств-участников. Кроме того, конвенция обязывает отказывать в статусе беженца всем причастным к экстремистским преступлениям. Укрепление сотрудничества такого рода вызывает у нас тревогу, поскольку оно открывает перспективу дальнейшего усугубления и без того тяжелого положения инакомыслящих в странах ШОС.

Растет количество норм, ограничивающих в правах людей, которых власти считают причастными к терроризму и экстремизму. Среди них подписанные в марте законы, один из которых обязывает юристов и бухгалтеров замораживать средства клиентов из так называемого перечня экстремистов и террористов Росфинмониторинга, а другой запрещает фигурантам этого списка работать на ядерных установках. В июле был подписан закон, запрещающий фигурантам списка Росфинмониторинга работать машинистами на железных дорогах. А в августе президент утвердил закон о краудинвестинге, запрещающий упомянутым в том же списке лицам привлекать инвестиции и владеть краудинвестинговыми платформами. Кроме того, правительство внесло в Госдуму законопроект, расширяющий запрет на учреждение некоммерческих организаций и членство в них на лиц, чьи средства заморожены Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма. Напомним, в список Росфинмониторинга попадают осужденные, а также обвиняемые и подозреваемые в причастности к экстремистской и террористической деятельности.

В конце июня Госдума одобрила в первом чтении один из законопроектов, входящий в пакет предложений группы депутатов во главе с Еленой Ямпольской, вместе с предложением внести изменения в ст. 20.3 КоАП (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской символики и символики экстремистских организаций). Законопроект призван отменить абсолютный характер запрета на демонстрирование нацистской символики, который содержится в ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов", а также скорректировать соответствующим образом формулировку ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Смягчение тотального запрета на демонстрирование нацистской символики представляется нам необходимым, однако, с нашей точки зрения, "пакет Ямпольской" не позволит полностью учитывать контекст такого демонстрирования, поскольку предлагает ограничить запрет посредством перечня ситуаций, в которых отсутствует пропаганда нацизма, однако предложенный Ямпольской перечень не является исчерпывающим. С нашей точки зрения, в законодательство следовало бы внести оговорку о том, что запрет на демонстрирование символики запрещенных организаций и соответствующие санкции должны налагаться, только если это демонстрирование направлено на пропаганду соответствующей идеологии.

Следует также отметить появление новых норм, не относящихся непосредственно к сфере борьбы с экстремизмом, но также существенно ограничивающих свободу выражения мнения по соображениям государственной безопасности. В марте 2019 года был подписан пакет законов, получивших известность по имени одного из инициаторов, сенатора Александра Клишаса, направленных против фейковых новостей и оскорбления общества, государства и чиновников в интернете.

Во-первых, Роскомнадзору было поручено блокировать по запросу Генпрокуратуры "недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений", угрожающую гражданам, общественному порядку и т. д. За распространение "заведомо недостоверной" информации была введена административная ответственность по ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации, новые части 9-11) в виде крупных штрафов, дифференцированных в зависимости от степени предполагаемого или реального вреда – до 1,5 млн рублей для юридических лиц. При этом зарегистрированным сетевым СМИ была дана возможность оперативно удалять такие сообщения по уведомлению Роскомнадзора во избежание блокировки.

Во-вторых, согласно "законам Клишаса" внесудебной блокировке подлежит "информация, выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность", явное неуважение к обществу, государству, государственным символам, органам власти. Владельцы сайтов обязаны в течение суток после получения уведомления удалять такую информацию. Граждан за ее распространение наказывают в административном порядке штрафами и арестами до 15 суток в соответствии с новой частью 3 ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).

На наш взгляд, эти законы оперируют неясными понятиями, вводят избыточные нормы и предполагают необоснованное вмешательство в право российских граждан на свободу выражения мнения, явно направленное на подавление критики деятельности властей.

На момент публикации этого обзора нам стало известно о 44 случаях привлечения к ответственности за проявление неуважения в сети. 26 человек были наказаны, в 25 случаях речь шла о штрафе, в одном был назначен административный арест; 14 дел были закрыты, исход четырех нам неизвестен. Чаще всего речь шла о непристойных выражениях в адрес президента, но также и в адрес других представителей власти, в том числе местных чиновников, судей, представителей правоохранительных органов. За публикацию недостоверных сообщений, по нашим сведениям, были привлечены к ответственности два человека. Согласно докладу Роскомнадзора, в первой половине 2019 года в Единый реестр запрещенных сайтов была внесена 21 страница "с информацией о неуважении к власти"; при этом в конце сентября руководитель Роскомнадзора Александр Жаров сообщил, что с момента вступления закона в силу в ведомство поступило 36 требований Генпрокуратуры о нарушениях в 62 материалах с информацией о неуважении к власти 58 из которых были удалены, а четыре заблокированы. Очевидно, такое увеличение блокировок в третьем семестре связано с прицельными поисками информации, выражающей неуважение к государственным символам РФ. По данным Роскомнадзора, в первом полугодии в Единый реестр запрещенных сайтов попала 61 страница с "недостоверной общественно значимой информацией".

В мае в Госдуму был внесен пакет законопроектов о запрете на распространение сведений, способствующих введению санкций в отношении российского государства, граждан и организаций. Его автор депутат Михаил Емельянов ("Справедливая Россия") предложил запретить сбор, передачу и распространение информации, способствующей введению санкций против России и россиян, и сведений об обходе ими санкций. Предполагается ввести уголовную ответственность за распространение в СМИ и интернете как охраняемых законом тайн, так и любых других сведений, способствовавших введению санкций; наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом до пяти миллионов рублей и запретом на определенную деятельность – в зависимости от обстоятельств – до пяти или до 10 лет. Кроме того, Емельянов предлагает дополнить ст. 128.1 УК (клевета) частью, карающей за клевету против подвергнутых санкциям лиц или ставшую одним из оснований для введения санкций, с наказанием в виде штрафа до 5 млн рублей или лишения свободы на срок до пяти лет. С нашей точки зрения, предложения Емельянова, касающиеся распространения сведений, не составляющих охраняемой законом тайны или персональных данных, прямо противоречат ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу слова и массовой информации. Кроме того, они предусматривают возможность уголовного преследования за деяния, совершенные без преступного умысла. Не вполне ясно также, каким именно образом предполагается устанавливать факт того, что распространение или передача информации действительно поспособствовали введению санкций.

Практика ЕСПЧ

В рассматриваемый период Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) продолжал принимать и коммуницировать жалобы российских граждан в связи с применением антиэкстремистских норм. Было вынесено как минимум два важных решения.

В июле ЕСПЧ рассмотрел дело "Жданов и другие против России", объединившее три жалобы на отказы российских властей в регистрации организаций ЛГБТ-сообществ ("Радужного дома", "Прайд-хауса в Сочи" и АНО "Движение за брачное равноправие"). Российские власти пытались обосновать отказы необходимостью защиты нравственности и семьи, национальной безопасности (из-за гипотетического сокращения численности населения), прав и свобод других (от столкновения с проявлениями однополых отношений, продвижением прав ЛГБТ и самой идеей равенства разнополых и однополых отношений), а также предотвращения возбуждения социальной и религиозной ненависти и вражды, способной привести к проявлениям насилия. Таким образом, по мнению властей, деятельность ЛГБТ-организаций имела признаки экстремистской. ЕСПЧ счел, что российские власти должны были обеспечить условия для безопасной работы ЛГБТ-организаций – например, публично и однозначно обозначив свою толерантную позицию и предупредив потенциальных агрессоров об ответственности, но вместо этого решили устранить саму причину потенциальной напряженности, ограничив право заявителей на свободу объединений. По мнению Европейского суда, вмешательство российских властей в это право не было необходимым в демократическом обществе. Следовательно, власти нарушили ст. 11 Конвенции, гарантирующую свободу собраний и объединений, и, поскольку речь шла о правах ЛГБТ, ст. 14 Конвенции о запрещении дискриминации, а по одной из жалоб – еще и ст. 6 Конвенции о праве на справедливое судебное разбирательство.

Второе решение относится к  антиэкстремистскому правоприменению лишь частично – поскольку касается антиэкстремистского по происхождению "закона Лугового" о блокировках в интернете. В апреле ЕСПЧ вынес решение по жалобам сыктывкарского активиста Григория Каблиса на отказ в согласовании пикета, а также на внесудебную блокировку трех постов на сайте "7x7" и аккаунта в соцсети "ВКонтакте". Каблис в 2015 году подал уведомление о пикете и опубликовал в блоге сообщение об этом. После отказа администрации города согласовать пикет он опубликовал в блоге еще два поста с анонсом народного схода, а также один пост во "ВКонтакте". После этого его аккаунт в соцсети был заблокирован по требованию Генпрокуратуры, а затем под угрозой блокировки портал "7x7" вынужден был удалить его посты в блоге.

По мнению ЕСПЧ, в ст. 15.3 ФЗ "Об информации" содержится слишком широкая формулировка, касающаяся запрета на распространение информации о мероприятиях, проводимых с нарушением закона. В результате оказывается, что любое, даже самое незначительное, процедурное нарушение в этой области может послужить причиной внесудебной блокировки постов, а широкий предел усмотрения Генпрокуратуры в отношении таких блокировок делает практически невозможным их судебный пересмотр. Таким образом, ст. 15.3 ФЗ "Об информации" не содержит необходимых гарантий против злоупотреблений. ЕСПЧ признал сам механизм блокировок по т. н. закону Лугового, зафиксированный в этой статье закона, не соответствующим Конвенции.

ЕСПЧ решил, что блокировка аккаунта и постов Каблиса представляла собой вмешательство государственного органа в его право на выражение мнений, неотъемлемой частью которого является свобода получать и распространять информацию и идеи. Блокировка в данном случае была направлена исключительно на применение правил проведения публичных мероприятий, что, как считает ЕСПЧ в своей практике, не должно быть самоцелью. Возможная законная цель блокировки могла состоять в защите прав других, однако российские суды не устанавливали, действительно ли действия Каблиса посягали на эти права. ЕСПЧ отметил, что только два из четырех его постов содержали призывы к участию в запланированном им публичном мероприятии. При этом следует учитывать, что в отношении нарушающих законодательство, но мирных собраний власти должны демонстрировать определенный уровень терпимости. Причины же блокировки двух других постов вовсе не ясны, и, кроме того, в них обсуждались вопросы, представлящие публичный интерес, а такие высказывания подлежат особой защите. Таким образом, насущной общественной потребности в блокировке информации в данном случае не было. ЕСПЧ пришел к выводу, что Россия нарушила ст. 10, 11 и 13 Европейской конвенции по правам человека, защищающие свободу выражения мнения, свободу собраний и право на эффективное средство правовой защиты, и обязал ее компенсировать Каблису моральный вред и судебные издержки.

Уголовные преследования

В первые восемь месяцев 2019 года был вынесен единственный обвинительный приговор по интересующим нас статьям о публичных высказываниях, который мы расцениваем как неправомерный. Волгоградский областной суд в марте оштрафовал на 200 тысяч рублей по ч. 3 ст. 354.1 УК (публичное осквернение символов воинской славы России) координатора волгоградского штаба Алексея Навального Алексея Волкова. В 2017 году, после того, как в Навального плеснули зеленкой, опубликовал в сообществе сторонников в оппозиционера в соцсети "ВКонтакте" коллаж с покрытым зеленкой монументом "Родина-мать зовет!". Мы считаем приговор Волкову неправомерным. Создатели и распространители коллажа, очевидно, не имели умысла выразить неуважение к монументу и способствовать реабилитации нацизма; кроме того, с правовой точки зрения неочевидно, можно ли считать распространение изображения осквернением самого монумента, не определено в законодательстве и понятие "символы воинской славы России".

С января по август 2019 года вследствие частичной декриминализации ст. 282 УК был прекращен целый ряд уголовных дел по этой статье, для возбуждения которых, с нашей точки зрения, вовсе не было оснований, или они были возбуждены частично неправомерно.

В январе были прекращены дела в отношении троих барнаульцев, Андрея Шашерина и Марии Мотузной, которых обвиняли по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление чувств верующих) и ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти) за публикацию атеистических и ксенофобных изображений, а также Даниила Маркина, обвинявшегося в унижении христиан по ч. 1 ст. 282 УК за публикацию антихристианских мемов. Кроме того, обвинение по ч. 1 ст. 282 УК было снято с оппозиционного активиста из Чебоксар Алексея Миронова, в вину которому вменялось высказывание о необходимости истребления мусульман; в результате он был освобожден из колонии, где отбывал наказание по сумме статей 282 и 280 о призывах к экстремистской деятельности (обвинение по ст. 280 мы считали неправомерным). Было прекращено преследование жителя Уфы Амина Шаяхметова, опубликовавшего шесть текстов об исламе на сайте "Шуры мусульман Республики Башкортостан" (лишь в одном из четырех текстов, с которыми мы смогли ознакомиться, обнаружился призыв к дискриминации).

В феврале в Омске было закрыто дело радикальной феминистки Любови Калугиной, обвинявшейся в возбуждении вражды по признаку пола из-за публикаций о мужчинах в соцсети, а в Севастополе суд прекратил уголовное преследование по ст. 282 УК секретаря севастопольского отделения партии "Российский объединенный трудовой фронт" (РОТ ФРОНТ) Валерия Большакова. Обвинение касалось негативных оценок терского казачества, которые активист допустил в публикациях в соцсети, и мы считали, что терское казачество не является уязвимой социальной группой, нуждающейся в защите в виде антиэкстремистских статей УК. В июне Большаков был приговорен к двум с половиной годам лишения свободы условно по чч. 1 и 2 ст. 280 УК за призывы к свержению "путинского «режима»" и установлению "диктатуры пролетариата", но уже в августе дело было возвращено в прокуратуру "для дополнительного расследования, устранения формальных недоработок и конкретизации обвинения".

В мае от наказания был освобожден "ловец покемонов" Руслан Соколовский, осужденный по ч. 1 ст. 282 УК, ч. 1 ст. 148 УК и ст. 138.1 УК (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации), кроме того, судимость была снята с националиста Владимира Тимошенко, осужденного за возбуждение ненависти к социальной группе "служащие учреждений и институтов государственной власти".

При этом мы отметили всего шесть случаев неоправданного преследования по новой ст. 20.3.1 КоАП о возбуждении ненависти. В трех случаях был наложен штраф, в одном – назначен административный арест, еще в одном производство по делу было прекращено. Напомним, по этой статье в результате частичной декриминализации ст. 282 УК привлекают к ответственности совершивших одно такое деяние в течение года.

К сожалению, в рассматриваемый период 2019 года власти продолжили возбуждать уголовные дела за оппозиционные высказывания без должных оснований.

В феврале в Пскове получила продолжение история о радиопередаче Светланы Прокопьевой, вышедшей осенью 2018 года: передача была посвящена причинам взрыва в приемной УФСБ в Архангельске, и Роскомнадзор усмотрел в ней признаки оправдания терроризма. За публикацию записи радиоэфира и его расшифровки мировые судьи оштрафовали издателей "Эха Москвы в Пскове" и "Псковской ленты новостей" на 150 и 200 тысяч рублей соответственно по ч. 6 ст. 13.15 КоАП (производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм), а сама Прокопьева стала подозреваемой (а в сентябре 2019 года – и обвиняемой) по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в СМИ). На наш взгляд, преследования журналистки и СМИ неправомерны, поскольку передача не содержала утверждений о том, что идеология или практика терроризма являются правильными и заслуживают подражания, равно как и об их привлекательности или допустимости.

В марте в Уфе был арестован активист башкирского национального движения Айрат Дильмухаметов. Он обвиняется по трем статьям УК. Мы считаем неправомерным выдвинутое против него обвинение в публикации в интернете призывов к нарушению территориальной целостности РФ (ч. 2 ст. 280.1 УК) за видеообращение, в котором тот заявил о намерении победить на выборах главы Башкортостана, а затем инициировать перезаключение федеративного договора между субъектами РФ на новых условиях, поскольку речь не шла о насильственном отделении каких-либо регионов от России. С нашей точки зрения необоснованно и обвинение, предъявленное ему по ст. 205.2 УК, поскольку, по нашим сведениям, оно связано с роликом Дильмухаметова о запрещенной в России религиозной партии "Хизб ут-Тахрир", в котором он не только не оправдывал и не пропагандировал террористическую деятельность, но и вообще не выражал согласия с идеологией "Хизб ут-Тахрир", а лишь заявлял, что эта организация не прибегает к террористическим методам борьбы. Оценить правомерность обвинений, выдвинутых против Дильмухаметова по ст. 280 УК, мы не можем, поскольку не знаем, на основании каких высказываний они предъявлены. 

В апреле стало известно о том, что новое уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 354.1 УК (реабилитация нацизма) в отношении чувашского оппозиционного блогера Константина Ишутова. Поводом для его преследования послужили два поста, в которых мы не обнаружили признаков оправдания нацизма.

В том же месяце в Новом Уренгое (ЯНАО) было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 205.2 УК об оправдании терроризма в интернете в отношении создателя и главного редактора портала "Голос Ислама" Дмитрия Черноморченко. Поводом послужила публикация 13 декабря 2016 года на сайте "Голос Ислама" статьи "Алеппо пал: уроки и выводы". Основанием для возбуждения дела стал вывод одного из экспертов, обнаружившего признаки оправдания деятельности запрещенного "Исламского государства" в словах автора о том, что обвинять эту организацию в падении Алеппо бессмысленно, поскольку в ходе боевых действий игиловцы фактически поддерживали с Асадом "негласное перемирие". С нашей точки зрения, такую трактовку сложно счесть обоснованной, тем более что в статье автор критикует все стороны конфликта, в том числе и ИГИЛ, и не призывает к насилию, тем более, к терроризму.

В июне стало известно, что Оксане Ереминой и Юрию Вашурину, участвовавшим в 2018 году в оппозиционной акции "Он нам не царь" в Челябинске, предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 213 УК (хулиганство, совершенное по мотиву политической ненависти организованной группой). Соучастниками Ереминой следствие считает Михаила Тахирова и И. Тыщенко. В отношении Бориса Золотаревского дело было прекращено: следствие сочло, что, хотя Золотаревский был организатором акции, он был задержан до ее начала и потому не причастен к преступлению. На наш взгляд, ни скандирование лозунгов с призывами к ненасильственной смене лиц на руководящих должностях государства и региона, ни заполнение площади или перекрестка участниками массового мероприятия, которые вменяют в вину активистам, сами по себе не должны квалифицироваться как хулиганство.

Если за высказывания оппозиционной направленности был без должных оснований вынесен всего один приговор по уголовной статье, то за причастность к запрещенным организациям было вынесено 14 неправомерных приговоров в отношении 62 человек.

Из них шесть приговоров по ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации или участие в таковой) касались участия в исламской религиозной партии "Хизб ут-Тахрир", которая запрещена в России как террористическая, хотя сведений о ее причастности к террористической деятельности нет. К длительным срокам заключения – от семи до 17 лет лишения свободы – были приговорены 38 человек в Москве, Башкортостане, Самаре, Татарстане и Крыму.

Остальные восемь приговоров против 24 человек были вынесены за причастность к экстремистским организациям.

Два приговора по ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации или участие в таковой) касались последователей мирного движения исламских проповедников "Таблиги Джамаат", которое в России признано экстремистским. В Оренбурге и Крыму 14 человек получили сроки от условного до шести с половиной лет реального лишения свободы. (И уже вне рассматриваемого периода, в сентябре 2019 года, в Татарстане трое сторонников движения получили от двух до шести лет колонии.)

В Татарстане был вынесен приговор членам мусульманской общины файзрахманистов: пять человек были осуждены по ст. 282.2 и ст. 282.3 УК (финансирование деятельности экстремистской организации) и получили от пяти до семи лет лишения свободы. Община вела замкнутый, но не агрессивный образ жизни, поэтому мы полагаем, что оснований для признания ее экстремистской и преследования ее членов по соответствующим статьям не было.

Кроме того, в первые восемь месяцев 2019 года по ст. 282.2 УК были осуждены четверо Свидетелей Иеговы – двое в Орле и по одному человеку в Перми и Хабаровске. Два человека были приговорены к штрафам, еще один к принудительным работам; самым суровым стал приговор Деннису Кристенсену, гражданину Дании, получившему в Орле шесть лет колонии общего режима. (Отметим также, что уже вне рассматриваемого периода, в сентябре, были приговорены к срокам в два-три с половиной года лишения свободы шестеро верующих в Саратове.)

Опираясь на данные Свидетелей Иеговы на середину августа, мы можем сказать, что к осени число их единоверцев, подвергшихся уголовному преследованию в России за продолжение деятельности и финансирование их запрещенных организаций (ст. 282.2 и 282.3 УК) после тотального запрета 2017 года, перевалило за 250 человек, около трех с половиной десятков из которых находились в СИЗО.

 Отдельно мы считаем важным отметить рост числа случаев уголовного преследования по ст. 205.2 УК за пропаганду терроризма в местах заключения. В местах лишения свободы, и не только в России, некоторые заключенные усваивают и порой начинают пропагандировать идеи, имеющие прямое отношение к террористической деятельности, причем и те заключенные, которые были осуждены за общеуголовные преступления. В то же время, правомерность таких обвинений зачастую вызывает сомнения, как из-за возможной фабрикации доказательств вины заключенных, так и из-за того, что неясно, учитывается ли в этих случаях должным образом степень общественной опасности деяния, поскольку обычно не указывается, сколько человек составили аудиторию, ознакомившуюся с высказыванием, и, соответственно, непонятно, можно ли считать высказывание действительно публичным. Нам известно как минимум три приговора 2019 года (осужденные получили от 2,5 до 3,5 лет лишения свободы) и пять новых уголовных дел, возбужденных в этом году по ст. 205.2 УК в отношении заключенных.

Иные преследования

Наша статистика применения статей Кодекса об административных правонарушениях, направленных на борьбу с экстремизмом, неполна настолько, что расходится с реальной на порядок, но отчасти она позволяет судить об общих тенденциях.

В рассматриваемый период наибольшее число злоупотреблений пришлось на применение ст. 20.3 КоАП о пропаганде и демонстрировании запрещенной символики (чаще всего – нацистской). Мы считаем неправомерным преследование за демонстрацию символики, не направленную на пропаганду экстремистской идеологии, и таких случаев мы зафиксировали 16. В половине из них к ответственности были привлечены оппозиционные активисты. Санкции были наложены на 14 человек – в основном речь шла о штрафах, но в одном случае был назначен административный арест.

Мы знаем о 47 случаях привлечения к ответственности по ст. 20.29 КоАП о массовом распространении экстремистских материалов, которые, с нашей точки зрения, были запрещены без должных оснований, или их хранении с целью распространения. В  39 случаях был наложен штраф, еще в одном назначен арест. В большинстве случаев речь шла о распространении не религиозной литературы, как мы отмечали раньше, а материалов с критикой российских властей.

Нам известно как минимум 6 случаев привлечения к ответственности по ст. 16.2 и 16.3 КоАП за ввоз в Россию, неправомерно признанных экстремистскими, все они касаются религиозной литературы.

Темпы прироста Федерального списка экстремистских материалов продолжают снижаться: если за соответствующий период в 2018 году список пополнился на 158 пунктов, то в 2019-м он вырос на 138 пунктов (с 4812 по 4949). При этом если с января по конец августа 2018 года доля неправомерных запретов в нем составила около 35 пунктов, то в 2019-м – всего пять.

Продолжал пополняться Единый реестр запрещенных сайтов, куда попадают онлайн-ресурсы, признанные экстремистскими по решению судов. Согласно докладу Роскомнадзора, на основании судебных решений в Единый реестр за первое полугодие было внесено 67 153 ссылок на интернет-ресурсы, содержащие информацию, признанную судом запрещенной или экстремистской, включая 27 701 веб-зеркало. Какой именно процент от этого числа блокировок приходится на страницы с экстремистскими материалами, ведомство не сообщает. Рос и реестр информации, блокирующейся вне суда по запросу Генеральной прокуратуры за призывы к экстремистской деятельности или несанкционированным публичным акциям, неуважение к обществу и государству, публикацию фейковых сообщений, способных привести к опасным последствиям, а также за информации организаций, признанных в России нежелательными. В первом полугодии 2019 года в ведомство поступило 60 требований Генпрокуратуры об ограничении доступа к противоправной информации на 243 интернет-ресурсах. Блокировкой веб-зеркал, на которых размещена запрещенная информация, ранее фигурировавшая в требованиях прокуратуры, занимается сам Роскомнадзор, и в первом полугодии 2019 года он выявил 38 428 таких страниц, 38 370 из них пришлось на сайты с призывами к экстремистским действиям. Отметим, что более 10000 из них содержали информацию "Хизб ут-Тахрир", которая блокируется независимо от того, идет речь о пропаганде партии или о сообщениях о преследовании ее членов. Как сообщает Роскомнадзор, с 27 092 сайтов запрещенная информация была удалена, остальные были заблокированы.