Неправомерный антиэкстремизм в марте 2019 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в марте 2019 года.


Нормотворчество

В марте парламент принял, а президент подписал пакет законов, направленных против фейковых новостей и оскорблений общества, государства и чиновников в интернете. "Недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений", угрожающую гражданам, общественному порядку и т. д., Роскомнадзор сможет блокировать по запросу Генпрокуратуры, при этом зарегистрированным сетевым СМИ будет дана возможность оперативно удалить такие сообщения, чтобы избежать блокировки. За распространение "заведомо недостоверной" информации введена административная ответственность по ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) в виде крупных штрафов, дифференцированных в зависимости от степени предполагаемого или реального вреда – до 1,5 млн рублей для юридических лиц.

Блокироваться будет и "информация, выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность", явное неуважение к обществу, государству, государственным символам, органам власти. У владельцев сайтов будут сутки на удаление такой информации. Граждан за ее распространение будут наказывать в административном порядке штрафами и арестами до 15 суток в соответствии с новыми частями ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство).

Более подробно о вышеупомянутых нововведениях мы писали здесь. На наш взгляд, эти законы оперируют неясными понятиями, вводят избыточные нормы и предполагают необоснованное вмешательство в право российских граждан на свободу выражения мнения, явно направленное на подавление критики деятельности властей.

Приняты и подписаны были также закон, обязывающий юристов и бухгалтеров замораживать средства клиентов из перечня экстремистов и террористов Росфинмониторинга, и закон, запрещающий фигурантам этого списка работать на ядерных установках.

Помимо этого, правительство России приняло постановление, вносящее изменения в правила ведения Единого реестра запрещенных сайтов в соответствии с законом, подписанным еще в декабре 2018 года. Постановление наделяет Росмолодежь полномочиями по принятию решений о блокировке "информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц". Мы полагаем, что к информации, внесудебную блокировку которой сможет инициировать ведомство, могут быть отнесены самые разнообразные высказывания, при этом порядок их оценки на предмет потенциальной угрозы чьим-то жизни и здоровью будет, видимо, непрозрачным, что открывает простор для произвола.


Преследование за возбуждение ненависти и оппозиционные высказывания

В середине месяца в Уфе был арестован активист башкирского национального движения Айрат Дильмухаметов. Его обвинили в публикации в интернете призывов к нарушению территориальной целостности РФ (ч. 2 ст. 280.1 УК). Претензии правоохранительных органов связаны с видеообращением Дильмухаметова, в котором тот заявил о намерении победить на выборах главы Башкортостана, после чего инициировать перезаключение федеративного договора между субъектами РФ на новых условиях. Мы полагаем, что преследование Дильмухаметова в данном случае неправомерно. Он не вел речи об отделении от России, а кроме того, планы его выглядели более чем отвлеченными: он не предлагал никаких конкретных шагов по реализации своей программы и не призывал к насильственным способам ее осуществления. С нашей точки зрения, только призывы к насильственному сепаратизму могут быть запрещены в интересах поддержания безопасности, а запрет на любое публичное обсуждение возможного территориального переустройства России чрезмерно ограничивает право на свободу слова. Фактически нынешняя формулировка ст. 280.1 УК, запрещающая любые призывы к сепаратизму, допускает привлечение к ответственности за дискуссию по политическим вопросам, представляющим общественный интерес, поэтому мы выступаем за ее изменение.

Волгоградский областной суд в марте оштрафовал на 200 тыс. рублей по ч. 3 ст. 354.1 УК (публичное осквернение символов воинской славы России) Алексея Волкова. Координатор волгоградского штаба Алексея Навального в 2017 году, после того, как в Навального плеснули зеленкой, опубликовал в сообществе сторонников в оппозиционера в соцсети "ВКонтакте" коллаж с покрытым зеленкой монументом "Родина-мать зовет!". Мы считаем приговор Волкову неправомерным. Создатели и распространители коллажа, очевидно, не имели умысла выразить неуважение к монументу и способствовать реабилитации нацизма – напротив, явно противозаконное нападение на Навального они сравнили с нападением на знаменитую скульптуру. Не вполне очевидно с правовой точки зрения, можно ли считать распространение подобного изображения осквернением монумента. Кроме того, понятие "символы воинской славы России", которое используется в формулировке ч. 3 ст. 354.1 УК, в законодательстве не раскрыто, и неясно, что именно надлежит считать таковыми.

В начале месяца нам стало известно о случае применения ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики), который мы склонны отнести к неправомерным. Суд в Чите наложил на местного гражданского активиста Богдана Акимова штраф в размере 1,5 тыс. рублей, после того, как на его странице правоохранительные органы обнаружили два изображения с немецкими солдатами, содержавшие нацистскую символику. Активист утверждал, что сохранил их несколько лет назад, когда готовил доклад по истории. Содержимое его страницы в соцсети также не содержит никаких свидетельств того, что он симпатизирует нацистской идеологии. К сожалению, нынешнее российское законодательство позволяет наказывать за любое демонстрирование нацистской символики без учета контекста.


Преследование религиозных организаций и верующих

В связи с частичной декриминализацией ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) в Кабардино-Балкарии в марте было прекращено преследование Аркади Акопяна, Свидетеля Иеговы из Прохладного, и снято обвинение по этой статье с Юрия Залипаева из Майского (преследование его по ст. 280 УК о призывах к экстремистской деятельности продолжается). Жительницу Майского Юлию Родионову еще в феврале оштрафовали по ст. 20.29 КоАП за хранение запрещенных материалов Свидетелей Иеговы.

Вместе с тем в разных регионах страны в марте прошли задержания по новым уголовным делам по ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации или участие в таковой). Следственные действия проходили в Северодвинске Архангельской области, Ялте, Магадане, Зее Амурской области, Лучегорске Приморского края (здесь двое верующих, Юрий Белослудцев и Сергей Сергеев, были отправлены под арест), Кирове, Еманжелинске Челябинской области.

Мы считаем, что решение о признании организаций Свидетелей Иеговы в России экстремистскими не имело законных оснований, а соответственно, неправомерно и последовавшее за ним уголовное преследование за продолжение деятельности запрещенных общин.

В Оренбурге десять последователей исламского движения "Таблиги Джамаат" были признаны виновными в организации деятельности экстремистской организации и участии в ней (чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК). Ранее судимого Александра Шудобаева суд приговорил к шести с половиной годам колонии строгого режима, остальные обвиняемые получили от двух до двух с половиной лет колонии общего режима. Мы расцениваем запрет "Таблиги Джамаат" как неправомерный, поскольку это движение занималось пропагандой своей версии ислама и не было замечено в каких-либо призывах к насилию.

В середине месяца был вынесен приговор пяти последователям исламской радикальной партии "Хизб ут-Тахрир" из Татарстана, которых обвиняли в организации деятельности террористической организации или участии в ней (чч. 1 и 2 ст. 205.5 УК), а также в склонении к террористической деятельности (ч. 1 ст. 205.1 УК) и вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 4 ст. 150 УК). Руслан Сунгатов, Рустем Ямалиев, Ильнар Зиннатов, Марат Туляков и Ирек Насиров получили сроки от 14 до 22 лет колонии в зависимости от тяжести обвинений. Суд признал всех пятерых виновными в том, что они с 2013 по 2017 год организовывали и посещали собрания "Хизб ут-Тахрир" в Татарстане и агитировали других мусульман присоединиться к организации.

В конце марта в Крыму и Ростове-на-Дону по обвинению в организации деятельности "Хизб ут-Тахрир" и участии в ней были задержаны и затем арестованы 24 человека, многие из них – активисты "Крымской солидарности".

Мы считаем, что преследование членов "Хизб ут-Тахрир" по антитеррористическим статьям только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения и распространения литературы, и т.п.) неправомерно, поскольку эта организация, признанная в России террористической, не была замечена в причастности к террористической деятельности.


Преследование за антирелигиозные высказывания

В марте нам стало известно о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление чувств верующих) в Кирове. Следствие сообщило, что житель города размещал в интернете рисунки и надписи, унижающие христиан и священнослужителей. Мы считаем его преследование неправомерным, поскольку вообще выступаем за исключение из состава ст. 148 УК неопределенного понятия "оскорбление религиозных чувств верующих", которое не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. Если публикации кировчанина содержали оскорбления, которые можно квалифицировать как "унижение достоинства по признаку отношения к религии", то пропорциональной мерой было бы возбуждение дела по ст. 20.3.1 КоАП, но не уголовное преследование.