Неправомерный антиэкстремизм в мае 2018 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в мае 2018 года.

Преследование за возбуждение ненависти и оппозиционные высказывания

24 мая Судакский городской суд признал местных активистов "Антикоррупционного бюро" Дмитрия Джигалова и Олега Семенова виновными по ч. 1 ст. 282 УК (унижение достоинства по национальному признаку) и приговорил их к штрафам в размере 300  и 50 тысяч рублей (с учетом 6 месяцев, проведенных в СИЗО), соответственно. Поводом для преследования послужила публикация на канале Джигалова в Youtube: правоохранительные органы сочли, что снятый им видеоролик содержал негативные высказывания Семенова в адрес болгар. О каких конкретно высказываниях идет речь, не сообщалось, а вариант видео, с которым нам удалось ознакомиться, не содержал ничего, что бы подпадало бы под состав ст. 282 УК: Семенов лишь упрекал болгар, не пригласивших делегацию из России на празднование годовщины освобождения страны от османского ига в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в неблагодарности к русским. Кроме того, с нашей точки зрения, поскольку активиста не обвиняли в призывах к каким-либо противоправным действиям в отношении болгар, необходимости в уголовном преследовании не было: мы полагаем, что унижение достоинства должно быть исключено из уголовного кодекса как деяние небольшой тяжести. Следует учитывать и то, что речь идет о единичном случае: Семенов и Джигалов не были ранее замечены в ксенофобной пропаганде. Очевидно, истинным поводом для преследования активистов послужила их общественная деятельность: борьба "Антикоррупционного бюро" со свалками, нарушением норм при строительстве, незаконным выделением земли под застройку и т.д., в том числе активная критика местных властей и публикация материалов с обвинениями в коррупции.

В тот же день в Ингушетии местному оппозиционному активисту Магомеду Хазбиеву, который ранее был арестован по обвинению в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК) и оскорблении представителя власти (ч. 1 статьи 319 УК), было предъявлено новое обвинение – по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти или унижение достоинства по признаку принадлежности к социальной группе). Хазбиева обвиняют в возбуждении ненависти к социальной группе представителей власти на основании трехчасового видеоинтервью, которое он дал сайту "ГIалгIайче". С точки зрения авторов психолого-лингвистической экспертизы, которая легла в основу обвинения, слова Хазбиева содержали признаки возбуждения вражды к главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову и властям республики в целом. Эксперты сочли, что в интервью Хазбиева "содержатся элементы реализованного намерения унизить человеческое достоинство (оскорбить) личности – Евкурова и групп лиц – представителей Парламента, правоохранительных органов, судебной системы, «окружения» Президента Республики, то есть всех властных структур Ингушетии", а также "признаки побуждения к смене действующей в Республике Ингушетия власти", в том числе Евкурова. С нашей точки зрения, преследование Хазбиева по ст. 282 УК неправомерно. Побуждение к смене власти, не сопряженное с призывами к противоправным действиям, относится к сфере общественной дискуссии, а не уголовного правоприменения. Верховный суд РФ выступает против трактовки резких антиправительственных высказываний как состава ст. 282 УК: согласно постановлению ВС № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" от 28 июня 2011 года, критика должностных лиц, их действий и убеждений "сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц".

В конце месяца в Челябинске в рамках расследования по ч. 2 ст. 213 УК (хулиганство, совершенное организованной группой по мотивам политической ненависти) прошла серия обысков у ряда участников оппозиционной акции "Он нам не царь", в т. ч. у Карины Куприяновой, Дмитрия Деминенко, Алима Кургалиева, Павла Гиниятулина и координатора штаба Навального Бориса Золотаревского, который стал подозреваемым по делу. По мнению полиции, участники несогласованного шествия, "выражая явное неуважение к обществу, публично, открыто, в присутствии людей, осознавая, что грубо нарушают общественный порядок и вызывают явное неуважение к обществу, проявляя политическую ненависть, скандировали враждебные, недоброжелательные, неприязненные, проникнутые социальной ненавистью лозунги в отношении Президента Российской Федерации Путина В.В.: «Путин – вор», «раз, два, три, Путин – уходи», а также в отношении Губернатора Челябинской области Дубровского Б.А.: «Дубровского в отставку»". В одном из постановлений об обыске также отмечено, что нарушители общественного порядка действовали "по мотивам политической ненависти и вражды". На наш взгляд, скандирование лозунгов с призывами к ненасильственной смене лиц на руководящих должностях государства и региона, а также с обвинениями их в недобросовестности не только не является проявлением политической вражды, но и не должно квалифицироваться как хулиганство, поскольку само по себе не нарушает общественный порядок.

Преследование религиозных организаций и верующих

7 мая Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу 395 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы в России, их председателей и рядовых членов. Жалоба касается вынесенного 20 апреля 2017 года Верховным судом РФ решения о запрете деятельности Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и местных общин Свидетелей Иеговы как экстремистских, ликвидации всех этих организаций и обращении их собственности в пользу государства. Заявители оспаривают это решение как дискриминационное, а кроме того указывают, что российский суд не обеспечил местным организациям возможность участия в слушаниях по делу о запрете. ЕСПЧ поставил перед Россией соответствующие вопросы. Ранее, в декабре 2017 года, Европейский суд частично коммуницировал и обещал рассмотреть в приоритетном порядке жалобу Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России и его председателя Василия Калина, оспаривающую предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, вынесенное Управленческому центру Генпрокуратурой в марте 2016 года, а также решение Верховного суда о запрете организаций Свидетелей Иеговы.

Мы не сомневаемся в том, что ликвидация организаций Свидетелей Иеговы в России за экстремизм, преследование членов их общин и запреты текстов не имеют законных оснований и действительно являются проявлением религиозной дискриминации.

В мае правоохранительные органы в разных регионах России продолжали активное преследование Свидетелей Иеговы за продолжение деятельности их общин (чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК, организация деятельности организации, запрещенной за экстремизм, и участие в таковой), развернувшееся месяцем ранее.

16 мая в Оренбургской области в рамках расследования уголовного дела прошла серия обысков в домах Свидетелей Иеговы. Обыски были проведены по 18 адресам. 15 верующих были задержаны, трое арестованы (Владислав Колбанов помещен под домашний арест; Александр Суворов и Владимир Кочнев отправлены в СИЗО). 11 человек получили статус обвиняемых.

17 мая не менее 9 обысков прошли в жилищах Свидетелей Иеговы в Биробиджане. Был арестован 55-летний Алам Алиев, однако позднее постановление суда об аресте удалось оспорить, Алиев был освобожден.

22 мая в Перми был задержан и позднее помещен под домашний арест последователь Свидетелей Иеговы Александр Соловьев.

27 мая в Набережных Челнах прошли обыски в десяти квартирах Свидетелей Иеговы. Были арестованы трое: Ильхам Каримов, Владимир Мякушин и Константин Матрашов.

31 мая Следственное управление СК по Ивановской области сообщило о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 282.3 УК (финансирование экстремистской организации) в отношении 40-летнего жителя Шуи, имя которого не называется, он был задержан. Ранее, в апреле, в Шуе было возбуждено дело по ч. 2 ст. 282.2 УК, подозреваемым по нему стал 40-летний Дмитрий Михайлов, он был отпущен под подписку о невыезде.

Кроме того, 22 мая Комсомольский районный суд Тольятти Самарской области оштрафовал на тысячу рублей по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) местную жительницу А. Семенову, которая в феврале 2015 года разместила на своей странице в соцсети "ВКонтакте" ссылку на сайт Свидетелей Иеговы (jw.org), который признан экстремистским и внесен в Федеральный список экстремистских материалов.

31 мая Избербашский городской суд Республики Дагестан приговорил к восьми годам лишения свободы в колонии общего режима Ильгара Алиева, признав его виновным в организации деятельности экстремистской организации "Нурджулар" (ч. 1 ст. 282.2 УК) и вовлечении в деятельность этой организации (ч. 1.1 ст. 282.2 УК). Алиев, 1977 года рождения, был задержан в апреле 2017 года. По версии следствия, с которой согласился суд, он проводил в Избербаше, Махачкале и Хасавюрте занятия по изучению трудов мусульманского богослова Саида Нурси, вовлекал в деятельность ячейки молодых людей, а также посещал международные конференции и форумы, организованные его последователями. Приговор, вынесенный Алиеву, – самый суровый из известных нам приговоров за изучение наследия Нурси; столь длительный срок лишения свободы объясняется тем, что он был обвинен одновременно по двум частям ст. 282.2 УК. С нашей точки зрения, в книгах Нурси не содержится никаких признаков экстремизма. Их изучают в России отдельные верующие, не образующие единой группы. В результате запрета никогда не существовавшего в реальности объединения "Нурджулар" они сталкиваются с необоснованным преследованием – формально за продолжение деятельности экстремистской организации, а на деле – за изучение исламской религиозной литературы умеренного толка.

10 мая в Севастополе сотрудники полиции и ФСБ по подозрению в сотрудничестве с исламской радикальной партией "Хизб ут-Тахрир", которая запрещена в России как террористическая, задержали двух крымских татар, Эрнеса и Энвера Сейтосмановых, кузенов осужденного за причастность к этой организации в сентябре 2016 года Нури Примова. Силовики провели обыск в их доме и в доме их матери в селе Садовом. Энвер Сейтосманов был арестован по обвинению в участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК). Его брат Эрнес и их мать получили статус свидетелей по делу.

21 мая в Бахчисарайском районе Крыма сотрудники ФСБ задержали и на следующий день арестовали по обвинению в участии в деятельности "Хизб ут-Тахрир" двоих мусульман, Сервера Мустафаева и Эдема Смаилова. Возбужденное в отношении них уголовное дело объединено с другим делом против бахчисарайских последователей "Хизб ут-Тахрир", возбужденным ранее.

Мы считаем, что радикальная идеология "Хизб ут-Тахрир" не давала основания для запрета партии как террористической, и что обвинение ее членов в пропаганде терроризма только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) и преследование их по антитеррористическим статьям неправомерно.